29.08.2017, 10:45

Лайфхак для взрослых

Купить форму и школьные принадлежности к новому учебному году, определиться с кружками и репетиторами – половина дела. Впереди самое сложное – адаптация к учебному процессу, перестройка ритма жизни. А ещё – подготовка уроков, переходный возраст. Не пугайтесь, если младший впервые принёс домой «неуд», а старшая дочь просит покрасить волосы в розовый. В непростых вопросах мы разбирались вместе с руководителями мастерской «Качество Жизни», психологами Алёной Павловой и Еленой Комаровой.

Первый класс, как считают наши эксперты, – не самое страшное, хотя родители его как огня боятся. В большинстве случаев для первоклашек всё проходит комфортно. Им не ставят оценок, занятия длятся недолго, обучение в игровой форме. А вот со второго класса возрастает нагрузка, появляются второй язык и отметки. Тут-то и поджидают сложности.
В рейтинге успешности
«Залог нормальной адаптации ребёнка к школе – адекватное отношение родителей к учёбе. Оценка – понятие очень относительное, – говорят психологи. – Она отражает только те знания и навыки, которыми школьник обладает в настоящее время. Человек учится, и на его пути неизбежны ошибки. К сожалению, зачастую родители реагируют на них неправильно. А если ребёнка постоянно ругать, наказывать, унижать, неизбежны комплексы, заниженная самооценка и неуверенность в себе. Чтобы избежать неудач, он просто не будет пытаться. И с ним обязательно нужно разговаривать. Да, сегодня ты не справился с заданием, но если ты постараешься, завтра у тебя обязательно всё получится. Тогда не будет чувства стыда, вины, разочарования».
Тихий час не отменяется
«Школа – это совершенно иная система организации жизни. Ранний подъём, необходимость высидеть 40 минут, маленькая перемена, где тоже нельзя делать всё, что захочется. Многое из того, что ребёнку можно было раньше, теперь под запретом. И на то, чтобы он это принял и перестроился, нужно время. Раньше ребята бегали на переменках, играли в подвижные игры, сейчас приходится слышать, что они стоят в сторонке, «сидят» в телефонах. Не происходит смены деятельности – не отдыхает голова. Поэтому очень важно грамотно выстроить режим дня для школьника так, чтобы оставалось место для хобби, активного отдыха, того, что приносит ему удовольствие. И нужно чувствовать возможности ребёнка. Кто-то очень активный, а кому-то нужен даже дневной отдых. Время отхода ко сну, просмотра телепередач и проведённое в интернете необходимо регулировать. Это поможет сохранить здоровье. Как бы страшно это ни звучало, но здоровых детей становится всё меньше. В 6-8 лет уже проявляются хронические заболевания».
Нереализованные мечты
«Не стоит идти на крайности в своём желании воспитать лидера и нагружать чадо десятком кружков и репетиторов. Дети все очень разные, со своим потенциалом, способностями, задатками. Есть подвижные и живые, для которых большое число дополнительных занятий «по характеру». А есть спокойные, с очень тонкой психикой, которым многого не нужно. Порой родители идут не за желаниями собственного чада, а за своими нереализованными мечтами. Это настоящая трагедия, которая ведёт к очень серьёзным проблемам, лишает ребёнка детства и возможности выбрать свой путь. Подсказывать, направлять нужно, но не заставлять его идти за вашими амбициями. Нарушение сна, капризы, частые простуды, перемены в аппетите – «звоночки», которые сообщают, что не всё в порядке. В этом случае не будет лишней помощь специалиста».
Уроки ночи напролёт
«На консультациях родители делятся, что засиживаются с ребёнком за уроками до полуночи. И даже не задумываются, что не каждый взрослый способен столько заниматься умственным трудом! Сложно представить, за счёт каких ресурсов это даётся школьнику. Неудивительно, что учителя часто жалуются на их вялость, невнимательность, безынициативность. А дома, в свою очередь, начинают нагонять упущенное, и получается замкнутый круг. На самом деле, режим, который организовали ему родители, не эффективен. Его нужно пересматривать. За уроки школьник должен приниматься отдохнувшим, сытым, в спокойном расположении духа. Оптимальное время для выполнения домашнего задания с16 до 18 часов. Но, к сожалению, многие родители в это время работают. Помощь ребёнку в подготовке уроков – серьёзный труд. С его появлением меняется уклад семьи. И об этом забывать не нужно».
Доверие – основа из основ
«Ещё один период, который придётся пережить всей семье, – трудный возраст. Подростков меньше интересует учёба, их занимает вопрос выбора своего места в социуме, среди равных. В этот момент дети уходят на улицу, в субкультуры, пытаются выделиться, что часто пугает родных. Но это закономерный этап развития, внутреннее отделение от родителей. Без этого человеку не стать самостоятельным и ответственным. И либо это произойдёт в подростковом возрасте, либо будет проходить тяжело и в течение всей жизни. Если родители понимают, что их ребёнок имеет право на свою жизнь, друзей, интересы, то этот период проходит нормально. А вот если родители излишне тревожно реагируют на изменения, испытывают страх, неприятие, агрессию, то происходит война поколений. Родителям кажется, что они всё прошли и могут бесконечно учить, забывая, что свой опыт они получали совершенно в другое время».
Мы затронули лишь аспекты, которые чаще всего волнуют родителей. Но каждый случай индивидуален. В мастерской психологии «Качество Жизни» целое направление посвящено детям, в том числе проводится эмоциональная подготовка к школе и детскому саду. Существует даже клуб для подростков, где в форме тренингов и индивидуальных встреч они раскрываются, делают важные открытия, избавляются от страхов и комплексов. И это очень важная работа. Ведь многие проблемы взрослой жизни родом из детства.
Беседовала Я. ТОРОПОВА

Оставить комментарий