21.04.2015, 14:09

Пусть Марат вернется!

Пусть Марат вернется!Пусть Марат вернется!












«Комната почти пуста: вещи сожжены, только громоздкий, тяжелый буфет остался и большая, широкая тахта. На ней, укутанная чем попало, Лика. Скоро вечер, и в комнате весенние ленинградские сумерки...». Так начинается пьеса драматурга Алексея Арбузова, повествующая о судьбах троих людей, чье знакомство началось в блокадном Ленинграде 1942 года. Постановку «Мой бедный Марат» привезли в Ковров артисты Кинешемского драмтеатра, чтобы показать ее школьникам. Спектакль о войне – приблизительно такая была дана реклама по школам. Из двадцати школ откликнулись на приглашение четыре: №4, 9, 18 и гимназия №1.
Полина и Аделина, восьмиклассницы: Нам стало интересно узнать еще что-то о войне и хотелось с классом куда-нибудь выйти за пределы школьных стен. А вообще, мы театр любим и зрелища. Здесь много ребят из нашей школы. Правда, лично мы смотрели в основном кукольные спектакли и дальше Коврова пока никуда не выезжали (речь о «взрослых» театрах). В московский Большой театр очень хотели попасть, но не сложилось тогда. В последний раз были в ДК им. Ногина на театрализованной интерактивной программе.
Понятие «театр» у девочек и их друзей еще не сложилось, правила поведения в нем тоже окутаны туманом. Что такое театр? Это как кино, только на сцене, в реальности – к такому мнению они общими усилиями пришли. Уже неплохо. У них еще все впереди, тем более что дети серьезные, интересующиеся.
Татьяна Сергеевна, учитель математики: Мы с 9-м классом каждую неделю проводим какое-то мероприятие, посвященное 70-летию Победы. Сегодня наш классный час проходит здесь, в стенах «Современника». Мои девятиклассники активно посещали театральную студию, сейчас, правда, они львиную долю времени отдают подготовке к экзаменам. Знакомы они и с Владимирским драмтеатром, и с Ивановским, который часто гастролирует в Коврове.
К сожалению, все респонденты, с которыми велся разговор, не смогли вспомнить название предстоящей пьесы. И тем более автора. При таком раскладе впоследствии вряд ли с детьми станут серьезно обсуждать увиденное. Поэтому на всякий случай мы взяли на себя эту часть просветительской работы. Итак, диалоги в трех частях под названием «Мой бедный Марат».
Написана пьеса была в 1969 году. Да, от нынешних детей далеки реалии той суровой военной жизни и послевоенных лет. Вроде бы правильно сказал один из учителей после просмотра спектакля. Заклеенные крест-накрест оконные стекла – защита от взрывной волны, печка-буржуйка – для обогрева комнаты, зимняя ушанка, за 300 грамм пшена отданная на барахолке. Это детали из другого мира, о котором современная молодежь имеет слабое представление. Однако пьеса, как многие произведения классиков, не утратила актуальности сегодня. Потому что она в первую очередь рассказывает о человеческих взаимоотношениях. Для них неважно, идет ли сейчас война, строится ли коммунизм, или развивается «сытый» капитализм.
В основу сюжета положен любовный треугольник, который становится плацдармом для изображения глубоких душевных переживаний, борьбы за жизнь и за счастье. Юная Лика принесла любовь в жертву состраданию: вышла замуж за Леонидика, слабого и беспомощного. Сильный, но гордый Марат самоустранился, чтобы не мешать им. А что в итоге? Счастья не получилось ни у кого. Война закончилась. Герои повзрослели, стали другими, «отяжеленными» памятью и рутиной мирной жизни. Но ни профессиональные успехи, ни обустроенный быт не заменили единственной на всю жизнь любви. Трижды Марат возвращается в дом на Фонтанке, где он впервые встретил Лику. И только в последний раз, через много лет, остается насовсем с любимой женщиной.
Пусть нечетко, но многие юные зрители поняли истинную суть спектакля, осознали, где правда. Не зря же в зале слышался девичий шепот: «Пусть Марат вернется. Ну пусть он вернется!». Если во время голода, ужасов блокады Ленинграда подростки, не знавшие жизни, смогли сохранить свои лучшие человеческие качества, то неужели мы не сможем быть немного добрее, гуманнее, внимательнее?
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий