19.12.2017, 10:25

Погружение в прошлое

Недавно в поселке Красный Октябрь открылся школьный музей. Его инициатором и основателем стал совсем молодой учитель иностранного языка Александр Комаров. Всю сознательную жизнь он увлеченно коллекционировал исторические ценности, предметы антиквариата, русского народного быта. За два неполных года работы в местной школе приобщил к этому детей и убедил взрослых в необходимости музея.
Погружение в прошлое
Долгие километры по зимней дороге едем из Коврова в сельскую глубинку, и вот она – школа на сотню детей. На втором этаже ищем глазами дверь с нужной вывеской, но мы уже в музейном пространстве. Точнее, в музейно-образовательном. Оно вокруг и состоит из нескольких зон.
«Этот музей на самом деле не лавочка старых вещей, где они лежат под стеклом и нужны только его руководителю, – уверяет Александр Комаров. – Хочется, чтобы в своем школьном музее ребенок мог не только посмотреть на экспонат, но и потрогать его, поработать с ним. Между ними должен выстроиться диалог. Поэтому у нас нет запертых дверей».
Погружение в прошлое
Эта многоликая история
Школьная рекреация – это художественный зал, в котором представлены картины художников земли Ковровской. Александр Комаров уверяет, что в планах дальнейшая совместная работа музея с объединением ковровских художников, поэтому будут в художественном зале и профессиональные, и тематические выставки, и мастер-классы, и занятия, и встречи с творческими людьми.
В исторической зоне отражен временной спектр русской истории. Здесь могут встретиться экспонаты, диаметрально противоположные друг другу с точки зрения идеологии. Так, бюст Ленина, найденный случайно в каком-то пыльном углу, стоит напротив православных и старообрядческих икон, которые хранили несколько поколений семьи Комаровых-Варзановых. Как будто две эпохи смотрят друг на друга. А между этими экспонатами – большой подиум с предметами народного быта. Ведь в жизни человека что-то всегда оставалось неизменным.
В одной экспозиции исторического зала – краеведческий материал об истории местных сел и деревень, об известных личностях нашей земли. В витринах размещены книги XVIII-XX веков, есть среди них издание 1832 года, привезенное из Франции, есть церковное писание XVIII века.
В экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне, выставлена коллекция наград и наградных листов, хлебных карточек, фронтовых писем, периодической печати того времени (в том числе и газета от 24 июня 1941 года), артефакты, которые друзья Александра Комарова пересылали ему с раскопок в местах сражений.
Вот экспозиция под названием «Русский дом». Мебель конца XIX – начала XX века, распространенная в мещанской среде. Уютная обстановка. Для «Русского дома» Александр Комаров и его ученики находили предметы, которые местные жители просто выбрасывали или которые по каким-то причинам не пригодились селянам. Самое приятное, что есть среди них и подарки от доброты душевной.
Погружение в прошлоеДарители и дары
Так, несколько семей (например, Шемякины) подарили образцы мебели в хорошем состоянии. Большое старинное зеркало в раме принесли ученики, а софу с высокой выпуклой спинкой и массивными подлокотниками Александр увидел в деревушке Марьино под древней липой. Забрал, отреставрировал своими силами. Теперь рядом с софой стоит стол с гнутыми ножками, на нем – начищенный до блеска медный самовар XIX века, который подарила школе Людмила Чернышова, учитель ИЗО и домоводства (к слову, благодаря ей школьная коллекция стекла пополнилась ценными и редкими образцами). Неподалеку музыкальный сундук от жительницы Красного Маяка Марии Орловой. Бабушка оставила ей сундук в наследство с полным приданым: отрезами тканей, вышитыми полотенцами, скатертями и т.д.
Понятно, что в поселке, где много десятилетий работал стекольный завод, нельзя не вспоминать об изделиях предприятия. Когда-то учитель Краснооктябрьской школы Алла Ковалева составляла летопись завода, собирала стекольные изделия. Ее преемник со своими воспитанниками существенно расширил коллекцию до 300 с лишним предметов.
«В последнее время радуют местные жители, очень добрые и отзывчивые люди, – рассказывает Александр Комаров. – Незадолго до открытия музея прибежал ко мне третьеклассник Никита Громов с двумя глиняными крынками. Говорит, мама передала. Бескорыстно. А крынки замечательные: XIX века, обожженные накрепко, с росписью, с выдавленным орнаментом».
Вспоминает Александр и о том, как несколько лет назад пожилая женщина из Коврова передала ему почтовые открытки начала XX века с видами города. Недавно в СМИ говорили о подобной находке в стене старого дома.
Понимать и принимать
«Воплотить свою «музейную» идею в жизнь на том уровне, как хотелось, у меня поначалу не выходило. Причины разные были. Удалось только на Красном Октябре. Трудностей при создании музея в сельской школе немало, – признается молодой учитель. – Глава администрации Ковровского района Вячеслав Скороходов поддержал школьную инициативу, район вложился в музей прилично. На сумму более 400 тыс. рублей было приобретено специальное оборудование для музея, сделан капитальный ремонт всех его помещений: стен, потолков, освещения, отопления, поставлены новые окна».
Материальная сторона была решена. Но главное не в ней. Главное в сознании, особенно в детском. Как дети относятся к разбору предметов, на которых осела пыль десятилетий, к посиделкам в школе допоздна.
Около двух лет ведет Александр Комаров кружок «Музееведение». Отмечает, что его воспитанникам стало интересно узнавать, как жили их предки, чем славился их родной уголок. Кружковцы не разбежались после открытия музея. И это очень хорошо. Пусть музей служит всем школьникам и поселку. И станет мостиком из его прошлого в будущее.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий