16.01.2018, 12:07

Дом, который открывал князь

Въезжая в Ковров со стороны Заречной Слободки по мосту через Клязьму, трудно не обратить внимание на некое строение слева, сплошь завешанное рекламными баннерами.
Дом, который  открывал князь
Издали даже непонятно, что это такое. Может быть, просто рекламные щиты на каркасе? Но оказавшись ближе, становится ясно, что реклама закрывает какое-то старое кирпичное здание. Между тем это был один из самых больших, красивых и важных по своей значимости домов старого Коврова. Проще говоря, это наши «палаты»…
В историческом центре Владимира, между Успенским и Дмитровским соборами, находится длинный четырехэтажный дом, который сегодня именуют «Палаты». Теперь его занимает Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Название здания происходит в память о том, что когда-то там помещались так называемые Палаты уголовного и гражданского суда – предтечи нынешнего облсуда и областного арбитража.
Но изначально огромный корпус возводился как здание присутственных мест – различных губернских учреждений. Строил его по подряду от казны ковровчанин Федор Федотович Шаганов – первый купец своего времени, причем записался он в итоге даже не в ковровское, а в московское купечество.
В Коврове тоже имелись свои «присутственные места», и возвел их все тот же Ф.Ф. Шаганов. Только в отличие от Владимира, наши «палаты» пребывают в плачевном состоянии и хорошо, что они вообще сохранились.
Дом, который  открывал князь
Помню, как мы шли мимо этого дома с непревзойденным знатоком ковровской старины Виталием Александровичем Григорьевым осенью 1992 года – как оказалось, последней осенью его жизни. Прихрамывая и с одышкой, мой спутник тяжело шагал по историческим улицам Коврова, которые в ту пору безвременья, да еще в серый осенний день, имели особенно мрачноватый вид. Остановившись у двухэтажного кирпичного здания при выезде на мост, к тому времени заброшенного и бесхозного, В.А. Григорьев с горечью промолвил:
– А ведь когда-то этот дом открывал князь!
Я тогда не понял:
– Какой князь?
– Князь Иван Михайлович Долгоруков – владимирский губернатор, поэт и писатель. Он об этом упоминает в мемуарах. Видел бы он, во что превратили здание, которым он когда-то гордился. Да и мало в Коврове домов, которые бы строились по личному указу царя!
Дом, который  открывал князь
После этого в областном архиве мне удалось найти дело о строительстве того дома. А с князем все разъяснилось позднее. Видимо, у В.А. Григорьева имелась копия записок И.М. Долгорукова о путешествии в 1813 году, где тот, действительно, писал о нынешнем доме № 2 по улице Федорова. Тогда у меня этих записок не было, а Виталий Александрович в январе 1993-го скоропостижно скончался. В его библиотеке мы с вдовой Сусанной Леонидовной долгоруковского текста так и не нашли. Много позже полный вариант этого сочинения, которое называется «Дневник путешествия из Москвы в Нижний 1813 г.», мне предоставил петербургский историк Максим Олегович Мельцин.
Когда-то парадный въезд в Ковров находился не со стороны федеральной трассы М7, а на берегу реки Клязьмы. И не случайно именно на высоком береговом откосе при пересечении прежних улиц Базарной и Дворянской (нынешних Першутова и Федорова) 210 лет назад построили один из самых первых в Коврове каменных домов, предназначенных для уездных учреждений. Это было двухэтажное кирпичное здание бывших присутственных мест – уездной администрации. Его возвели в 1806-1807 гг. по именному указу императора Александра I за 19500 рублей – немалую по тем временам сумму.
В 1813 году, посещая Ковров, князь И.М. Долгоруков вспоминал: «…Каменный корпус для Присутственных Мест, при мне выстроен, и я вспомнил, что при открытии его говорил речь изрядную, но которую лесть тогда называла даже прекраснейшей».
Очень жаль, что этот дом, где после «присутствий» помещались сначала ковровская полиция, потом милиция, и даже городской штаб гражданской обороны, сегодня превращен в остов. А самое удивительное, даже памятником культурного наследия здание не значится! Что тогда у нас вообще считается памятником?
Николай ФРОЛОВ

Оставить комментарий
С памятниками у нас беда. Посмотрите реестр. Там больше десятка объектов снесены, изуродованы или в аварийном состоянии и это называется "охраняется государством". Вот только и остаётся, что ностальгировать. А что делать? Петиции писать? Николаю спасибо за цикл статей.
Опять известный сказочник "Фролов-Андерсен" своими байками удивил... С какого такого перепугу невзрачное зданьице "присутственных мест" , больше похожее на купеческий амбар, в Коврове могла быть построено ПО ИМЕННОМУ УКАЗУ АЛЕКСАНДРА-I ? (Текст или хотя бы строку из императорского Указа на стол, пожалуйста!!!) Ему что накануне нашествия Наполеона дела больше не было, как в заштатном Коврове амбары строить?