23.01.2018, 11:30

А тем временем дети болеют...

С какой нагрузкой работали в советское время медики в школьных медицинских кабинетах, даже учителя старой гвардии вспоминают сейчас все реже и реже. Медосмотры учеников в классных комнатах, очереди в медкабинет на прививку, повальные проверки, связанные с чистотой и гигиеной.
Если сегодня ребенок почувствовал себя в школе нездоровым, он вряд ли пойдет к медсестре за помощью, потому что знает: она не работает в школе от первого звонка до последнего. Стройная система медпрофилактики и медобслуживания в образовательных учреждениях страны была разрушена до основания и очень быстро. Вот уже два года восстанавливают. Но пока ей далековато до прошлого уровня.
А тем временем дети болеют...

Милости просим в медкабинет
Возродить медицинские кабинеты стоит немалых усилий и немалых средств. В школах и детсадах их оборудуют по букве закона. Они передаются в ведение системы здравоохранения и лицензируются. Так, в Коврове к настоящему моменту все школьные медицинские кабинеты прошли вышеописанный путь и работают с лицензией. В нашем городе, по сравнению с некоторыми другими территориями, дела с медкабинетами обстоят хорошо.
Единственный минус – к передаче не готовы 7 детских садов, поскольку дорогостоящее оборудование пока не закуплено в полном объеме. В детских садах №17 и 9 медкабинетов не будет вовсе, поскольку они находятся менее чем в ста метрах от поликлиники и в каждом из них менее пятисот детей. Таковы на сегодняшний день нормы. Однако вернемся к школе.
У родителей в первую очередь вызывает интерес, на какую врачебную помощь в образовательном учреждении могут рассчитывать их дети. Что входит в обязанности медиков и появятся ли в каждом медкабинете помимо медсестер врачи-гигиенисты или фельдшеры?
Медика на все не хватит
В 2016 году было обещано: в ближайшие годы в школах России изменится модель школьной медицины. Появился проект под названием «Школьная медицина». Минздрав РФ и Минобрнауки РФ намеревались сделать упор на профилактику детских и подростковых заболеваний в школах и увеличить заработную плату школьным медработникам. С 2016-го проект реализуется в пяти пилотных регионах страны – Республике Саха, Ямало-Ненецком автономном округе, Смоленской, Тамбовской и Ростовской областях.
Каковы промежуточные итоги эксперимента, дальнейшие планы? Когда проект будут внедрять повсеместно? В головных СМИ информации практически нет.
В департаменте здравоохранения Владимирской области на эту тему с нами общаться не стали, переадресовали в ковровскую больницу. Зам. главного врача по медицинской части Светлана Почернина, в свою очередь, может лишь рассказать, как обстоят дела с персоналом медицинских школьных кабинетов Коврова на данный момент.
– Штат медиков рассчитывается исходя из численности детей в конкретном образовательном учреждении. На 2,5 тысячи обучающихся положен врач-гигиенист. Но таких крупных школ в Коврове нет. Если в школе от 500 до 1000 детей и больше, там должно быть две ставки медика: фельдшер и медсестра, или две медсестры, или два фельдшера. В школе, где от 100 до 500 детей, работает или медсестра, или фельдшер.
Бывает, в небольшой школе учатся в две смены до 19.00, а у медика рабочее время заканчивается в 16.00. Значит, на три часа школа остается без него. И никак эту проблему не решить. А вообще, из-за кадрового дефицита не всегда у нас на ставку есть медик, в некоторых школах работают совместители (и в садиках в том числе). Здесь медика можно увидеть еще реже.
У нас есть приказ об организации медицинской помощи в образовательных учреждениях от 2013 года. С этого времени в нем ничего не менялось. Вопреки расхожему мнению, задача школьного медика – это не оказание медпомощи, а профилактика. Контроль за питанием, за физическим развитием детей, организация профпрививок и проф- осмотров. К слову, с 2018 года школьные профосмотры упрощены: у детей не будут забирать анализы крови и мочи, отменены осмотры некоторых врачей-специалистов. Правда, добавили осмотр стоматолога.
В школьный медицинский кабинет не стоит приходить за каплями от насморка или чтобы измерить уровень сахара в крови. Ни таких медикаментов, ни таких аппаратов в кабинете нет. Школа и детский сад – учреждения для пребывания здоровых детей. Самое большее, что может школьный медик – предложить жаропонижающую таблетку, если у ребенка в школе подскочила температура, обработать травмированную коленку зеленкой или в экстренном случае до прибытия «скорой» оказать первую медицинскую помощь.
Ау, реформаторы!
Как отметила Светлана Почернина, за последние три года наблюдается подъем общей заболеваемости детей школьного возраста. У детей от 0 до 14 лет – за счет инфекционных заболеваний, заболеваний глаз, органов пищеварения, сахарного диабета и новообразований, у подростков – за счет инфекционных заболеваний, заболеваний глаз, органов дыхания, пищеварения, травм.
В Госдуме с апреля 2017 готовят законопроект «О возрождении школьной медицины» с комплексом мер по охране здоровья детей. Вроде бы результат был обещан в рекордные сроки. В декабре 2017 года в Мин- обрнауки России обсуждалась реализация пилотного проекта по школьной медицине. Почему-то чиновники снова говорили о лицензировании кабинетов, хотя, казалось бы, это должно стать пройденным этапом. А еще «о разработке совместного плана мероприятий по информационной работе, направленной на укрепление и сохранение здоровья детей, и о проведении социально-психологического тестирования обучающихся на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ». Минздрав пока отмалчивается. Ждем.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий