06.02.2018, 10:20

Движение вверх нашего кино

В прошлом юбилейном году ничего особенно революционного, на первый взгляд, не случилось. И все же определенные прорывы были. В первую очередь это касается российского кино. Год стал лучшим за все время современного отечественного кинопроката. Доля российского кино в кассовых сборах за год выросла до 24,2% (против 17,8% годом ранее). Если судить по посещаемости, то рост отечественных картин еще больше – 25,5% против 18,4% в 2016 году.
Движение вверх нашего киноВ десятке самых кассовых фильмов российского проката 2017 треть – это отечественные картины: «Последний богатырь» (2 место, сборы более 1 млрд 670 млн рублей), «Викинг» (3 место, 1 млрд 511 млн), «Притяжение» (9 место, 1 млрд 040 млн). Годом раньше только «Экипаж» смог пробиться в ТОП 10. По сборам «Последний богатырь» побил рекорд, установленный «Сталинградом» в 2013 году (1 млрд 620 млн). Простоял он, правда, недолго, но об этом позже.
Креститель и мракобесы
А начиналось все как-то неоднозначно. В конце декабря 2016 года на экраны страны вышел «Викинг». Центральный персонаж фильма – креститель Руси князь Владимир. Мощная рекламная поддержка и удачная дата выхода в прокат способствовали тому, что зритель пошел в кино. Подстегнул зрительский интерес и «сарафан». В интернете фильм подвергли жесткой критике, разложили по полочкам все его косяки, справедливо обвинили в искажении исторических фактов. Тем не менее на скандальной волне «Викинг» неплохо заработал. Другой скандал возник вокруг еще одного исторического фильма – «Матильда». Возник он задолго до премьеры. Еще не видя кино, его обвинили в оскорблении чувств верующих и осквернении памяти императора Николая II. Противники фильма, которых окрестили мракобесами, рассылали письма с угрозами поджога кинотеатров, где пойдет «Матильда». По факту же фильм оказался довольно интересной и абсолютно безвредной романтической историей. В копилке «Матильды» оказалось 412 млн рублей, она вошла в десятку самых кассовых отечественных картин года и стала самым коммерчески успешным фильмом режиссера Алексея Учителя. Возможно, вся эта свистопляска оказала тому содействие.
Мы – в космос, к нам – из космоса
Остановимся еще на исторических фильмах. В прошлом году наш кинематограф оставил в покое тему Великой Отечественной войны. В тренде была тема космонавтики. «Время первых» (сборы 544 млн рублей) – о выходе первого человека в открытый космос и «Салют-7» (712 млн рублей) – о спасении космической станции смогли достучаться до зрителя. Интересный сюжет, современные спецэффекты, достойная игра популярных актеров вызывали при просмотре исключительно положительные эмоции и желание аплодировать на финальных титрах. Такого российского кино не было давно.
Хорошо была принята зрителями и «Легенда о Коловрате» (сборы 588 млн рублей). Знатоки истории, монголо-татарского нашествия в частности, малость позлорадствовали, причем небеспочвенно. Но, если не принимать близко к сердцу вольности создателей в отношении некоторых фактов, «Легенду...» можно смело поставить в ряд лучших российских фильмов последних лет.
Федор Бондарчук в прошлом году сделал, казалось бы, невозможное: своим фильмом «Притяжение» он доказал, что в России при желании могут снимать качественную фантастику. Было зрелищно, увлекательно и сопереживательно.
Народ пошел и на наши ужастики, что тоже досель было делом невиданным. «Невеста» собрала 176 млн, а «Гоголь. Начало» – 444 млн рублей. Успех последнего стал отмашкой для продолжения экранизации Гоголя. Стоит вспомнить, что по творчеству Николая Васильевича в прошлые годы был уже снят «Вий», и зрителю он понравился.
В тренде у кинематографистов в том году был не только космос, но и балет. На эту тему показали «Большой» и «После тебя». Правда, космический тренд оказался более успешным, чем балетный. «Большой» поднял 229 млн рублей, а «После тебя» с Безруковым собрал по киношным меркам копейки, каких-то 12 млн рублей.
Такие вот защитники
Конечно, за год были и ленты, о которых хочется сказать, что пациент скорее мертв, чем жив. На 23 февраля вышли «Защитники» (сборы 261 млн). Совершенно правильное название фильма для главного мужского праздника. Вот только защитниками оказались не доблестные воины, а мутанты, обладающие сверхчеловеческими способностями. Реверанс в сторону Голливуда и его комиксов, причем реверанс, кустарно сделанный. Медведь-оборотень с автоматом Калашникова на страже Родины – мы подтвердили то, о чем Америка только догадывалась. Не оправдал ожиданий и разрекламированный «Крым» (сборы 342 млн). Хорошие украинцы, плохие украинцы и вездесущие российские военные, которые помогают хорошим украинцам выбрать правильную позицию в отношении плохих украинцев. У фильма есть один как бы плюс: убедительная игра актрисы Евгении Лаповой всколыхнула праведные чувства, правда, несовместимые с понятием толерантности.
Баба Яга не против
Ничего принципиально нового нам не предложили комедиографы. По-прежнему рулят «Елки», такие же традиционные на Новый год в кинотеатрах, как и «Ирония судьбы» по телевизору. «Елки 5» собрали 772 млн, а «Елки новые» продолжают свой прокат и приближаются к отметке 900 млн. Самыми успешными на этом елочном «базаре» были «Елки 3» с кассой 1154 млн.
На лаврах продолжают почивать мультипликаторы, некогда создавшие богатырскую эпопею. Из мультиков лучший результат в том году показали «Три богатыря и морской царь» (772 млн). Новые «Три богатыря и принцесса Египта» уже готовы обойти этого «конкурента». Долгое время считалось, что детское кино в наших условиях нерентабельно. Но вспомним успех «Последнего богатыря». Оказывается, Кащей Бессмертный и Баба Яга вновь могут стать киногеничными, если того захотят создатели фильма.
«Последний богатырь», «Притяжение», «Время первых», «Салют-7», «Легенда о Коловрате». Это примеры нового хорошего кино. В этом ряду не хватает еще одной картины. В канун Нового года на экраны вышла спортивная драма «Движение вверх». История о том, как на олимпиаде в Мюнхене сборная СССР по баскетболу обыграла в финале американцев, произвела фурор. Месяц билеты на сеансы раскупались, как горячие пирожки. Прокат еще не завершен, но «Движение вверх» уже является самым кассовым фильмом за всю историю российского кино. Сборы фильма достигли 2,5 млрд рублей. В чем секрет успеха? Фильм по-настоящему патриотичный, человечный, трогательный до слез и современный с технической точки зрения. Равнодушных после просмотра нет.
В 2017 году российское кино показало очень хорошие результаты. Но главный результат в том, что наше кино вернуло доверие зрителей. Зритель поверил и пошел в кинотеатры. Надеемся, 2018 год докажет, что это была не случайность.
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий