20.02.2018, 08:39

Пережил одноименные площадь и парк

Среди ковровских мемориалов советской поры выделяется памятник комсомольцам 1920-х годов у здания нынешней КГТА – один из немногих в этой части города и самый необычный.
Памятник комсомольцам был сооружен в канун 50-летия образования СССР, которое отмечалось в 1972 году. Случайно мне довелось быть на его открытии.
Пережил одноименные площадь и парк

Это было жарким летом 72-го года, которое запомнилось ковровчанам не только зноем, но и большими лесными пожарами, почти как в 2010-м. А еще огромными очередями за молоком, а потом, к осени – еще и за картошкой.
У нас неподалеку от ковровского филиала Владимирского политеха в небольшом деревянном домике жила родственница тетя Маня, к которой мы с мамой нередко захаживали. Однажды, уходя от нее в выходной день, увидели скопление людей рядом с новым памятником напротив главного входа в корпус КФ ВПИ, где мама училась на вечернем отделении. Сам памятник установили раньше, кажется, еще осенью 1971-го, а вот открывали монумент почему-то лишь летом следующего года.
Заинтересованные, мы подошли поближе. Вокруг памятника, закрытого белым покрывалом (как будто его никто не видел раньше) и представлявшего собой фантастическое сооружение, стояло немало людей – и стариков, и молодежи, в том числе целый пионерский отряд, который вроде бы привезли из одного из загородных пионерских лагерей. С трибуны произносили какие-то речи, а потом несколько молодых людей и ветеранов потянули с разных сторон за белое полотно и спустили его под дружные аплодисменты собравшихся.
Пережил одноименные площадь и парк

Так открыли памятник ковровским комсомольцам. Кстати, неформально его тогда окрестили «две головы». Если парень в буденовке был вполне понятен, то девушка рядом казалась не очень похожей на девушку – уж слишком фанатичным был ее взгляд и как-то чрезмерно стилизована прическа. Впрочем, потом в эти каменные лица уже никто особенно не вглядывался – к ним привыкли…
Тогда по малолетству я не воспринимал выступавших, зато потом, собирая газетный архив, с удивлением увидел, что тогда стоял рядом с известными людьми. Среди тех, кто открывал памятник, были первый секретарь горкома комсомола Вячеслав Фуфин, второй секретарь комитета комсомола ЗиДа Юрий Шураков, Герой Социалистического Труда Борис Афонин. От института выступала студентка Ольга Глотова.
Пережил одноименные площадь и парк

О Вячеславе Владимировиче Фуфине позже много вспоминали работники Ковровского экскаваторного завода, которым он руководил последние три года жизни до своей трагической кончины в июне 1988-го. По единодушному мнению, если бы В.В. Фуфин остался у руля предприятия в начале 90-х, старейший в городе завод не только бы выжил, но смог успешно развиваться.
Токаря КЭЗа Бориса Дмитриевича Афонина (он выступал на открытии памятника как недавно получивший звание Героя Соцтруда – в апреле 71-го) мне довелось знать лично во время работы в музее экскаваторного завода. Скромный был человек, несмотря на свои регалии и звание почетного гражданина Коврова, но и цену себе знал…
Председателя профкома ЗиДа Юрия Яковлевича Шуракова, дважды избиравшегося депутатом Заксобрания и скоропостижно скончавшегося в декабре 2005-го, многие хорошо помнят и теперь.
Пережил одноименные площадь и парк

Любопытно, что площадь перед нынешней академией, где установили памятник комсомольцам, тогда, в 1972-м, официально нарекли Комсомольской площадью. Но это название почему-то не прижилось, как не прижился и Комсомольский парк на берегу Клязьмы. А вот комсомольский памятник уже достоял до года 100-летия бывшего ВЛКСМ.
Николай ФРОЛОВ

Пережил одноименные площадь и парк

Оставить комментарий