13.03.2018, 10:40

Конверсия. Второе пришествие

Призывы высоких государственных чиновников к оборонным предприятиям увеличивать долю гражданской продукции звучат уже который год. Государственная программа вооружения продлится до 2020 года. К этому времени наши заводы должны иметь приличную номенклатуру по «гражданке», которая компенсирует снижение доли государственного оборонного заказа. Видение государственных мужей нам понятно. А что думают по этому вопросу оружейники, которых ожидает «второе пришествие» конверсии?

На грани выживания
«Вопрос этот настолько сложен и многогранен, что однозначного ответа, как безболезненно провести конверсию, не существует до сих пор», – считает заместитель финансового директора по маркетингу ОАО «ЗиД» Виктор Журавлев. Мнению специалистов ЗиДа доверять можно. В девяностые годы они были в числе тех, кто ощутил на себе все «прелести» этого явления. Для оборонных заводов страны та конверсия оказалась тяжелейшим испытанием, а для многих просто убийственной. Оборонные предприятия были лишены госзаказов, а исполненные заказы не оплачивались в предусмотренные сроки. Внешнеэкономическая деятельность государства также оставляла желать лучшего. Объемы производства ЗиДа, КМЗ, КЭМЗ многократно сократились. Заводы вынуждены были работать неполную рабочую неделю. Непродуманные действия правительства под прикрытием понятий конверсии и диверсификации привели в конечном итоге к развалу целых отраслей и потере многих технологий, в которых на тот момент мы не уступали нашим западным конкурентам. Ковровский приборостроительный завод, построенный для массового производства продукции военного назначения, оснащенный специальным высокопроизводительным оборудованием, прекратил свое существование.
ЗиД преодолел все трудности тех тяжелых лет отнюдь не за счет конверсии.
Несмотря на огромные усилия конструкторов и производственников, разработавших и выпустивших на рынок в те «лихие 90-е» десяток новых моделей мото- и почвообрабатывающей техники, заместить потерянные объемы «оборонки» предприятию не удалось. Завод Дегтярева выживал тогда лишь благодаря широкой номенклатуре своей продукции: стрелковое оружие, противотанковые ракеты и переносные зенитные комплексы производства ЗиД были и остаются востребованными не только в вооруженных силах и силовых структурах России, но и во многих зарубежных странах.
Пока что все неплохо, но...
Сегодня экономическое положение ЗиДа стабильно. Гособоронзаказ увеличивается, но надеяться на его постоянный рост вряд ли стоит: сроки окончания программы вооружения определены. К тому же госзаказ позволяет загрузить производственные мощности и персонал, прибыль же предприятию он дает минимальную. А основным источником прибыли завода по-прежнему являются зарубежные контракты. После сирийских событий есть тенденция роста по экспорту. Интерес к российскому оружию увеличивается, но здесь вмешиваются санкции. США и Европа оказывают давление на существующих и потенциальных партнеров российских производителей оружия.
Есть еще одна тревожная тенденция. Партнеры ЗиДа, благодаря разработкам которых завод расширил номенклатуру своей спецпродукции, теперь стараются не отдавать освоение новых проектов на сторону, а налаживают производство в своих регионах.
В таких условиях хочешь не хочешь, но приходится задумываться о развитии тех направлений, которые никогда во главу угла не ставились: об увеличении объемов гражданской продукции и товаров народного потребления.
Сегодня доля гражданской продукции на заводе Дегтярева составляет менее 5%. Идеальным соотношением было бы 50/50. На такую пропорцию оборонные предприятия нацеливает и правительство. Заместить объемы гособоронзаказа эквивалентными объемами производства гражданской продукции в течение короткого срока очень проблематично, так что сравнять в ближайшие годы выпуск гражданской продукции с выпуском спецпродукции на ЗиДе, скорее всего, не получится.
«В своих долгосрочных стратегических целях мы ставим себе задачу довести уровень гражданской продукции до 20%, а это 5-6 млрд рублей. Очевидно, что существующая номенклатура гражданской продукции не обеспечит таких объемов, поэтому главной становится задача максимально поднять продажи существующей продукции и осваивать новые направления», – говорит В. Журавлев.
В надежде на помощь государства
На заводе уверены, что без помощи государства вывести производства гражданской продукции на новый уровень невозможно. Чтобы понять, на какие меры государственной поддержки можно рассчитывать, в прошлом году были предприняты шаги к организации более тесных контактов с профильными министерствами.
ЗиД вступил в «Росспецмаш». В эту ассоциацию входят многие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники, а также пищевого оборудования. Руководство ассоциации тесно взаимодействует с соответствующим департаментом Минпромторга РФ, который готовит постановления правительства, направленные на поддержку закрепленных за ним отраслей. Речь идет о государственных субсидиях.
Оказывается, в настоящее время существует более 30 видов субсидий, на которые могут рассчитывать производители сельскохозяйственного и пищевого оборудования. При производстве упаковочных автоматов и гомогенизаторов ЗиД может рассчитывать на возмещение 15% от цены оборудования при условии реализации его со скидкой.
А вот вопрос возрождения и развития серийного производства мотоциклов в России пока не является приоритетным для министерства. Объясняется это тем, что рынок мотоциклов, по сравнению с автомобильным, сегодня почти не заметен. В начале 2016 года вступило в силу постановление правительства о введении утилизационного сбора на квадроциклы и снегоходы. Введение подобного сбора на двухколесные мотоциклы позволило бы в течение нескольких лет возродить производство мотоциклов в стране с достаточно глубокой локализацией и прекратить бесконтрольный ввоз китайской мототехники многочисленными перекупщиками.
Но департамент автопрома Минпромторга считает, что вводить утилизационный сбор ради одного предприятия нецелесообразно (ЗиД – единственный завод в стране, который продолжает производить мотоциклы). Но вопрос этот нашел поддержку у руководства компании «Веломоторс». Компания производит квадроциклы и снегоходы, имеет опыт введения утилизационного сбора на эту продукцию и хотела бы распространить действие постановления по утилизационному сбору на велосипеды своего производства. «Веломоторс» считает, что вместе с мотоциклами это решение может быть принято быстрее, и готово оказать помощь в переговорах с министерскими чиновниками.
Показательный пример
«Очень хочется надеяться, что очередная конверсия оборонной промышленности пойдет не так, как в девяностых, а на основе продуманных государственных программ», – такое желание, наверное, не только у В. Журавлева, но и у представителей всех предприятий, переживших первую конверсию. Насколько оно оправдается, покажет время. Ждать осталось недолго. Но уже сейчас возникают сомнения относительно согласованности действий госструктур при реализации государственных программ. Взять хотя бы пример с тракторами. КЭМЗ приступил к производству тракторов из импортных комплектующих. Есть контракт с чешской компанией «Zetor» на производство 450 тракторов в текущем году. Но вот свежая информация на тракторную тему. Китайская компания «Чжифан» весной начнет выпуск тракторов в Благовещенске (республика Башкирия). Соглашение об этом было подписано компанией и властями региона на форуме в Сочи. Планируется производить до 20 тысяч машин в год мощностью от 20 до 100 лошадиных сил. Проект рассчитан до 2021 года, на его реализацию будет направлено шесть миллиардов рублей. Тракторы будут поставляться во все районы республики и соседние регионы. Как в такой ситуации можно проводить диверсификацию? Несопоставимы объемы китайцев и объемы КЭМЗ. Предприятие серьезно вкладывается в производство, но как оно сможет продавать свою продукцию на рынке, на который пришли китайцы, как сможет конкурировать с их ценой?
Государство должно было создать китайцам барьер для вхождения в этот рынок (именно так действовал сам Китай, защищая своего производителя), а оно, в данном случае, поступает ровно наоборот.
Наивно рассчитывать на то, что конверсия произойдет по чьему-то указу сверху. Необходимо развитие науки, возрождение отраслевых НИИ – разработчиков востребованной продукции, техническое переоснащение заводов и много чего еще. Но прежде всего нужна конкретная государственная политика, основанная на здравом смысле.
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий