26.02.2015, 08:24

Опять перемена мест слагаемых

Прошедший год оказался исключительно богат на нововведения в жилищно-коммунальное законодательство. Изменения в Жилищный кодекс и прочие нормативные акты следуют одно за другим, а на выходе все новые проекты. Невольно поверишь, что правительство действительно настроилось навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве. Напрягает, правда, в этом многообразии обилие мертворожденных норм и правил, которые, будучи приняты давно, так и не заработали.
Один из последних проектов постановления правительства, касался включения коммунальных затрат на общедомовые нужды в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме. Тема, прямо скажем, больная. Эти общедомовые платежи никак не уложатся в головах жителей. Если в сфере электроснабжения объяснить природу этих затрат еще можно – дворовое освещение, лифты, подъезды, то в сфере водоснабжения и отведения – никак. Ну разве что уборщица возьмет ведро-другое, подметая подъезды. Все остальное от лукавого. Уже давно всем понятно, что при наличии общедомового прибора учета производимые начисления на места общего пользования всего лишь перекладывание ресурсоснабжающими и управляющими компаниями своих потерь и издержек на карманы граждан. Это и неплатежи отдельных жильцов, и воровство, и утечки в подвале, и слив системы. И эта несправедливость очень раздражает народ. Тем более несправедливость на данный момент узаконенная – формулами расчета оплаты потребленного ресурса. Любой коммунальный руководитель на претензию гражданина-потребителя найдет соответствующий оправдательный параграф в правилах, установленных постановлениями правительства №491 (Правила содержания общего имущества), №354 (Правила предоставления коммунальных услуг), №124 (Правила, обязательные при заключении управляющей организацией договора с ресурсоснабжающими организациями).
Что же предлагают разработчики проекта на этот раз? Увы, ничего принципиально нового. Исключить из состава платы за коммунальные услуги затраты на общедомовые нужды и включить их в состав платы за содержание общего имущества МКД. То есть, к примеру, за горячую воду индивидуального потребления жители будут платить ресурсоснабжающей организации, а вот плата за ГВС ОДН будет включена в состав затрат на содержание общего имущества дома.
Помнится, не так давно именно по этой схеме оплачивалась электроэнергия МОП. Некая расчетная сумма (порядка 2 рублей с кв.м жилплощади) сидела в тарифе на содержание МОП, и УК сама расплачивалась с ВКС за общедомовое освещение. Жители не знали и не бредили о том, сколько нагорело во дворе и подъезде, сколько УК отстегнуло энергетикам. Они платили только за электричество, потребленное в квартире по индивидуальному счетчику. Для сбережения нервной энергии вариант подходящий. С точки зрения контроля за потреблением электричества и расходованием средств с лицевого счета дома – не рациональный.
Потом в порядке законодательных инициатив все это переиграли, потребление на МОП включили второй строкой в квитанции оплаты электроэнергии. В эту строку энергетики регулярно забивают и должников, и квартирных жуликов, и прочие потери, с чем жители борются с переменным успехом.
Что даст нынешнее нововведение гражданам, понять сложно, потому как совершенно не ясно, кто и как определит объем ресурса, потребленный на общедомовые нужды. Согласно проекту, порядок учета расходов на общедомовые нужды полагают осуществлять в два этапа. На первом этапе (с 1 июля 2015 года до прекращения действия договора управления многоквартирным домом) в состав платы за содержание и ремонт соответствующие расходы будут включаться в размере нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды Вот только нормативов этих в глаза никто не видел. Хотя по ранее внесенным в федеральное законодательство изменениям утверждение их должно было произойти еще в 2013 году. Однако по последней информации, в области установление нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды отложено до 2017 года.
На втором этапе (при заключении договора управления после 1 июля 2015 года либо при продлении срока действия ранее заключенных договоров управления после 1 июля 2015 года) порядок учета расходов на общедомовые нужды определяется лицами, отвечающими за содержание и ремонт общего имущества, и общим собранием собственников помещений в МКД. Впрочем, и тут ничего нового не предложено. Дело в том, что этот механизм был прописан в 354 постановлении правительства. А именно: «Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения №2 к настоящим Правилам». Это когда, как сейчас, из показаний ОДПУ вычитают суммарное потребление в жилых и нежилых помещениях и распределяют остаток между всеми пропорционально площади. Только на данный момент этими расчетами занимаются ресурсоснабжающие организации.
Интересно то, что предлагалось дальше. «Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды» – это первое. И второе – «за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения».
Ну так эта норма до сих пор не заработала, поскольку нет, как и не было, нормативов потребления коммунальной услуги ОДН. По одной простой причине – как черт от ладана отбиваются от этого нормирования и ресурсоснабжающие, и управляющие организации.
Проектом постановления определен порядок заключения договора ресурсоснабжения между лицом, ответственным за содержание общего имущества, и ресурсоснабжающей организацией в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и необходимых для надлежащего содержания такого имущества. Хочется спросить разработчиков, а они ранее выпущенные нормативные акты в сфере ЖКХ читали? Ведь обязанность заключения подобных договоров между ресурсоснабжающими и управляющими компаниями прописана была еще в первой редакции Жилищного кодекса. Коррективы вносились в законодательство не один раз. Но ресурсники и управленцы намертво стояли за непоколебимость своих коммерческих интересов. И только за интересы жителей заступиться было некому.
В конце прошедшего года зам министра Министерства строительства и ЖКХ с гордостью заявил, что теперь справедливость восторжествует и граждане, установившие в квартире индивидуальные счетчики на воду, платить будут только за собственное потребление. А вот для тех, кто не установил счетчики, с января 2015 года плата будет увеличиваться на 10% к ежеквартальному нормативу потребления до той самой поры, когда счетчик будет установлен. Вот только похоже, что и на этот раз в выигрыше отнюдь не потребители. Ведь общедомовые нужды никто не отменял. И оттого что они будут сидеть в другой строке расходов, сумма платежей за коммуналку не уменьшится.
И. АРИНИНА

Оставить комментарий