29.05.2018, 09:00

Инфляция неизбежна?

Цена на бензин АИ-95 взлетела по всей России. Во Владимирской области она выросла с 40,60 руб./литр (31 марта) до 43.04 руб./литр (22 мая). При этом самый большой рост пришёлся на май – ещё 5 мая АИ-95 стоил на областных заправках 41,84 руб. (здесь и далее – средние цены).
Даже если считать цену бензина в евро€, то мы всё равно увидим, что за месяц цена выросла с 55 до 60 евроцентов. Такой резкий рост вызвал видимое недовольство населения, а чиновники ФАС бросились объяснять причины очередного скачка цен.
Первая причина, по словам чиновников, сезонная: топливо дорожает весной, поскольку растёт спрос из-за начала сельхозработ и активизации автолюбителей. В России есть большая категория водителей, которые передвигаются на автомобиле только в тёплое время года. Но вот незадача – ни летние, ни зимние перерывы в сельхозработах, ни осеннее снижение активности автолюбителей к снижению цен не ведёт.
Вторая причина, называемая ФАС, – увеличение акцизов и рост налога на добычу полезных ископаемых. По данным ФАС, 65% в цене топлива – это налоги. Но акциз уже увеличил цену бензина на 68 коп. в январе, а ещё одно увеличение на те же 68 коп. должно быть в июле. И этот рост налоговой нагрузки много ниже темпа роста цен.
Среди причин роста цены на топливо ФАС называет также рост мировых цен, рост отраслевых издержек, профилактику и плановые ремонты НПЗ и динамику производства нефтепродуктов нефтяными компаниями. Что касается мировых цен, то в последние годы были периоды, когда цена на нефть падала, но снижения цен на бензин мы не наблюдали. А остальные причины, называемые чиновниками, постоянны и вряд ли сильно меняются год от года.
К повышению цен, как отмечают эксперты, привело повышение налога на добычу полезных ископаемых с одновременным снижением экспортных пошлин, что привело к тому, что выгода от продажи нефти за границу выросла, а продажа внутри страны стала менее прибыльной.
В итоге ФАС отказался вмешиваться в ситуацию, посчитав, что раз цены на нефть на мировых рынках выросли, то и рост цен следует признать обоснованным. Логика чиновников проста: летом 2008 года, когда цена нефти марки Brent была под 120 долларов за баррель, литр бензина АИ-95 стоил 25 рублей при курсе доллара в 23,41 руб. То есть литр бензина тогда стоил больше доллара, а сегодня, при курсе доллара 61,26 рубля, литр бензина стоит меньше доллара. Цены на горючее почти во всём мире выше, а ниже только в Казахстане и Киргизии. Розничные цены на автомобильное топливо в странах ЕС превышают цены на него в России как минимум почти вдвое, а как максимум – в три раза. Чего, мол, жалуетесь?
И невдомёк чиновникам, что никто бы ценами не возмущался, вырасти в стране зарплаты в три раза, так же как доллар. Потому и хотят россияне, чтобы власти аппетиты нефтяников поумерили.
Ковровские владельцы таксопарков сообщают – последнее повышение заставляет задуматься их о закрытии бизнеса. Повышать цены на поездки в условиях высокой конкуренции, когда на рынок выходят крупные игроки, способные в первое время работать себе в убыток, практически невозможно.
О выросших затратах сообщают и владельцы мусоровывозящих компаний – затраты на поездки мусоровозов в отдалённые населённые пункты уже стали приносить убытки.
Понятно, что рост цен скажется на сельхозпроизводителях, да и стоимость доставки товаров в магазин тоже вырастет. Так что оплачивать аппетиты нефтяников предстоит всем нам.
Пока же Минэнерго сообщает о том, что подготовлен приказ об увеличении минимального норматива продаж на бирже бензина (с десяти до 15% от объема производства) и дизельного топлива (с пяти до 7,5%) – это позволит замедлить повышение «опта», а следом стабилизируется и розница. Но на согласование и принятие документа уйдет несколько месяцев.
В прошлую среду вице-премьер правительства Дмитрий Козак сообщил, что не позднее 1 июля в России снизят акцизы на бензин и дизельное топливо. Акциз на бензин будет снижен на 3000 рублей за тонну, на дизельное топливо – на 2000 рублей за тонну. Эксперты прокомментировали новость: это лишь зафиксирует нынешнюю ситуацию на рынке – для того, чтобы сбить цены на заправках, потребуются более радикальные меры.
Я. КАБАНОВ

Оставить комментарий