19.06.2018, 09:39

Хранители народной культуры

Своя судьба есть не только у людей, но и у зданий, и у произведений искусства. И даже у музыкальных инструментов. Как и у людей, у некоторых она бывает счастливой или ровно-благополучной, а у других – трагичной и одновременно авантюрной. Как, например, у домры – русского народного инструмента, который за долгую жизнь пережил и огромную популярность, и гонения, и вновь сумел возродиться буквально из пепла.
Хранители народной культуры

Её корни не определены до сих пор: то ли восточные народные инструменты, то ли европейская лютня. Но с давних времён и до XVI-XVII веков домра была неотъемлемой частью русской музыкальной культуры. Она звучала на всех праздниках, торжествах и гуляньях, и чаще всего на ней играли скоморохи. Это и стало роковым – в конце XVI века церковь объявила скоморошество «бесовскими игрищами». Под запрет попала и домра. Инструменты массово изымали и сжигали, а тем, кто продолжал хранить их у себя или играть, грозило наказание.
Так бы и канула домра в забвение, если бы один из немногих сохранившихся экземпляров случайно не обнаружил выдающийся исследователь и музыкант Василий Андреев. Он с мастерами восстановил домру и понял, что по своей выразительности, тембру и колориту она, пожалуй, превосходит привычную балалайку. А XX век стал периодом расцвета домры, который продолжается и сейчас.
Корни «Стародуба»
Прямое тому доказательство – плодотворная работа отдела народных инструментов Школы искусств им. Иорданского, в частности класса домры. Этот и минувший год стали особенно «урожайными» на лауреатские звания и для солистов, и для дуэтов и ансамблей. Руководит отделом заслуженный работник культуры Геннадий Агеев. Сам он когда-то выбрал домру случайно, но остался верным ей навсегда. «Мне было 8 лет, – вспоминает Геннадий Николаевич, – и к нам в клуб им. Малеева и Кангина приехал выступать ансамбль балалаечников из ДК им. Ленина. Я был очарован, захотелось самому так играть. Почти вслед за тем оркестр народных инструментов образовался и в нашем клубе. Но когда я туда пришёл учиться игре на балалайке, меня убедили, что домра лучше».
После обучения была работа в том самом оркестре народных инструментов при ДК им. Ленина, учёба во Владимирском музучилище, служба в армии – в ансамбле песни и пляски ракетных войск, работа в Муроме, в музыкальном училище Оренбурга и учёба в Саратовской консерватории.
После её окончания в 1980 году Геннадий Агеев вернулся в родной Ковров, в Школу искусств, где через два года параллельно с педагогической работой создал ансамбль русских народных инструментов «Стародуб».
Сегодня его знают многие ковровчане. Его выступления – украшение всех значимых мероприятий и праздников. Начиналось всё с квартета, который составили сам Агеев, Виктор Кронштатов, Ольга Лиж и Андрей Девяткин (ныне покойный). Коллектив рос, менялся, добавлялись инструменты – гусли, баян-бас. Ансамбль становился лауреатом региональных и всероссийских конкурсов. Играют в «Стародубе» народные произведения, в том числе в обработке, или мелодии отечественных и зарубежных композиторов-классиков. А инструментовки делает сам Агеев, «подгоняя» под состав ансамбля.
Хранители народной культуры

Долгая дорога к победам
Ещё одно детище Агеева – оркестр русских народных инструментов, где играют учащиеся. Среди 30 юных музыкантов – домристка София Князева, которая в этом году завоевала два первых места и два Гран-при на престижных региональных, международных, всероссийских конкурсах (в том числе в дуэте с аккордеонистом Артёмом Тяжкоробом), получила стипендию «Надежды земли Владимирской». А летом София едет в Суздаль, на фестиваль «Новые имена» под эгидой Дениса Мацуева, чтобы две недели брать уроки у профессора Гнесинки Вячеслава Круглова.
Занимается София у Ольги Лиж. «В музыкальную школу мама привела меня почти 13 лет назад, в 4 года, – вспоминает девушка, – единственный инструмент, который мне подходил по размеру – это домра. Спустя некоторое время я, кстати, пыталась перейти на гитару, но очень скоро поняла, что я всё-таки «народница». Домра запала мне в душу: она звонкая и очень «синтетическая», несмотря на кажущуюся простоту. Специально для неё тоже написано немало произведений, но, «привлекая» композиции для других инструментов – вплоть до концертов, сонат, джаза – можно в полной мере показать её почти неограниченный диапазон.
После окончания школы собираюсь продолжить образование именно в этом направлении. Хотя совсем недавно не была в этом уверена: мощный прорыв у меня произошёл только в прошлом году.
В 7-м классе Сергей Николаевич Никулин создал детский ансамбль «Маленький Стародуб» и позвал меня. Там я окончательно поняла, что музыка – это моё. В ансамбле у нас домра малая, домра-альт, гусли, два аккордеона, барабаны, балалайка и контрабас – в народном оркестре он выглядит как огромная балалайка. В основном играем народную музыку, но для конкурсов, где нужны разнохарактерные произведения, даже танго Пьяццоллы разучиваем. Сергей Николаевич для нас индивидуально расписывает пьесы, придумывает «фишечки» для каждого инструмента, сам сочинил «Коллаж» на основе народных пьес. А когда мы собирались играть «Юмореску» Павла Захарова, он попросил у композитора разрешения, чтобы её переделать «под нас».
Душа оркестра – и народа
Если к Софии успех пришёл не сразу (но, надеемся, уже навсегда), то 8-летнюю Алёну Нечипорук уже сейчас называют маленькой «звездочкой». По классу домры она занимается два года, но почти сразу стала занимать первые места на ведущих музыкальных конкурсах, в том числе всероссийских. Этому способствует и характер бойца, который у малышки прилагается к таланту и трудолюбию. «Но у нас не только домристы сильные. И аккордеонисты великолепные, и в каждом отделе есть свои лидеры. Наша школа вообще уникальная – и по уровню преподавания, и в плане атмосферы в коллективе», – признаётся педагог Алёны Светлана Силинская. Сама она, как и Г. Агеев, занималась у легендарной Нины Баскаковой, «мамы» всех ковровских домристов. А та, в свою очередь, училась у Владимира Никулина, который в 1959 году «привёз» домру во Владимир и первым стал преподавать игру на ней. «Домру называют душой оркестра, – продолжает Светлана Леонидовна, – это как скрипка в оркестре камерном. Несмотря на огромную историю, это инструмент молодой, развивающийся, но по-прежнему лучше всего на ней звучит народная музыка. И к ней сейчас возвращаются многие молодые люди: потому что душа просит».
О. АБРАМОВА

Оставить комментарий