13.05.2015, 11:46

Гармонично развитые неучи

Мы с женой Ириной долгое время жили мирно. Цели у нас были общими, пути их достижения – взаимно согласованными. Теща и свекровь, как полагается, периодически вносили определенный дисбаланс в наши отношения, но их вмешательство проходило без жертв и разрушений. Непонимание наступило, когда стали подрастать дети, а их, кстати, у нас трое.
Возникли разногласия по вопросу образования. Иру охватила педагогическая лихорадка. Она теперь твердит, как попугай, что ребенок должен стать гармонично развитой личностью, и только в этом случае он будет успешным. Кто же спорит насчет гармонии? Гармония нужна, вот только смысл в нее каждый свой вкладывает. Помню свое детство. Родители наши этими премудростями не заморачивались. Учили главному: чужого без спросу не бери, старших уважай, приучайся к труду, слабого не обижай, давай сдачи, когда бьют. Двор вносил свои коррективы – не жалуйся, не ябедничай, иначе навесят клеймо «стукач». После школы быстренько готовишь уроки и мчишься на улицу к пацанам. Футбол, войнушка, вышибалы – весь вечер носишься как угорелый. Зимой, соответственно, хоккей, снежки и «царь горы».
Сдать нормы ГТО после такой подготовки – раз плюнуть. Бывало, и драться ходили двор на двор, как раньше наши прадеды – стенка на стенку. При этом калекой никто не стал, и ненависти не было. Тебе нос разобьют, ты фингал поставишь – дурь выйдет, и ты снова хорош и пригож. Чтобы получить четверку по физкультуре, не требовалось «титанических» усилий в написании рефератов, достаточно было самой малости – сдать зачет по легкой атлетике, гимнастике, лыжным гонкам, спортивным играм. Но даже при столь впечатляющем уровне двигательной активности мальчишки чуть ли не целыми классами шли в спортивные секции, как только объявлялся набор.
Кто-то скажет, что с физкультурой и спортом все понятно, а как же насчет культуры, искусства? И здесь за нас никто не решал. Были мальчишки и девчонки, которых предки решили приобщать к серьезной музыке и отдали в музыкальную школу, но таких в классе – единицы. Остальные же находили себе занятие по интересам. Набегаешься за вечер, а на сон грядущий книжечку раскроешь. Любишь рисовать – альбом, карандаш, краски и собственная фантазия – вот все, что тебе нужно. Если твои художества не простое бумагомарание, тебя учитель рисования в нужное русло направит. Глядишь, и не пропадет в тебе будущий живописец.
Конечно, симфония и балет, как образцы высокого искусства, навевали на нас чувство сонливости. Зато мы с магнитофонами таскались друг к другу, чтобы переписать «Динамик» и «Смоки». Репертуар кинотеатров изучался подробнейшим образом, чтобы точно знать, с какого урока сбежать и в пятнадцатый раз посмотреть полюбившийся фильм. Может, мы и не стали теми, кто разбирается в операх Верди и картинах Пикассо, но та музыка, то кино и те книги, которые произвели на нас впечатление в юности, на долгие годы остались в нашей памяти. Кстати, если ты заложил в себе правильную культурную базу, то к творчеству Верди и Пикассо можешь приобщиться и в зрелые годы. Было бы желание, как говорится.
И вот сидишь сейчас с этой культурной базой, смотришь на все происходящее и ничегошеньки не понимаешь. Когда на свет появился наш старший, Костя, жена потащила его на теннис, едва он научился правильно орудовать ложкой. Мода тогда была такая, теннисная. А к 13 годам Костя сказал, что теннис он ненавидит, что мы украли его детство. После этого сын засел за компьютер и пропал в социальных сетях. Сейчас у него выпускной класс, и он собирается в столичный вуз. «В Коврове я не останусь. Здесь пыльно, скучно и нет перспективы», – вот такая твердая позиция у моего наследника, и, по его словам, такой же позиции придерживается большинство его класса. Самое главное, что мама Ира ее одобряет и принимает живое участие в реализации сыновних планов. Наверное, спит и видит, что Костя поступил в Бауманский, отучился, охмурил москвичку, дочку богатых родителей, женился и тоже стал москвичом. «Я хочу нашему сыну лучшей доли», – говорит Ирина. Кто же тогда в Коврове будет жить и работать? Похоже, патриотизм – не самая высокая ценность в нашей семье.
Дочка Таня – музыкант у нас, играет на скрипке, ходит в музыкальную школу и, разумеется, упражняется дома. По этой причине соседи здороваются с нами нехотя, сквозь зубы. Как вы думаете, кто стал инициатором приобщения Тани к гаммам? Я ей говорил: «Ирка, наша фамилия – не Маликовы. Я умею играть только на компьютере, ты – на моих нервах. Ну не родятся от осины апельсины». Не хочет слушать. Вероятно, в скором будущем скрипка окажется там же, где и теннисная ракетка, предпосылки для этого есть.
Оказывается, что на старших детях процесс воспитания лишь отрабатывался. Всей своей мощью он был обрушен на нашего младшего, Виталика. Рисование, шахматы, информатика, английский – это то, чем наш второклассник занимается после уроков. Первоначально к этому списку были добавлены еще и танцы, но тут уже я сказал свое веское «нет», как глава и кормилец семьи. Если жена хочет, чтобы мальчишка выделывал ногами «кренделя», то пусть лучше он этим занимается в мужском виде спорта, например, в футболе. Бедный ребенок: утром – школа, днем – кружки, вечером – уроки. Нет друзей, нет свободы, детства нет.
Смотрю я на всю эту современную систему образования, которая сжирает львиную долю городского бюджета (кстати, и семейный бюджет она покусывает прилично), и думаю, как же учились мы без всех этих портфолио, информационно-коммуникационных технологий и репетиторов. И ведь неплохо учились, по крайней мере, приличная база того, чему учили, в памяти осталась.
Наверное, разница между тем и этим образованием заключается именно в его цели: тогда учили ради знаний, сейчас – ради успешно сданного ЕГЭ. Виталик мне принес задания на олимпиаду по математике, «Кенгуру» называется. Признаюсь, что над некоторыми из них я, инженер по образованию, порядочно поломал голову и практически уверен, что второкласснику с ними не справиться. Спрашивается, для чего детей с малых лет грузить задачами повышенной сложности, если на выходе многие из них едва могут преодолеть минимальный порог по ЕГЭ? И что же это за экзамены такие, если для подготовки к ним дети не могут обойтись без учителей, зарабатывающих на репетиторстве?
Прихожу как-то домой, а восторженный Виталик бросается ко мне с новостью, что будет участвовать в конкурсе сочинений к празднику Великой Победы. Как выяснилось, сын не знает, что такое сочинение и как оно пишется, поскольку его познания в русском языке пока что ограничиваются уровнем «мама мыла раму». Над этим трудом напрягает свои извилины та самая мама, у которой из-за сочинения осталась немытая рама. Сидит, пишет и надеется занять первое место. Неудовлетворенные амбиции юности. Я попросил Виталика назвать дату, когда отмечается праздник Великой Победы. Виталик сразу не смог ответить. Как же ты мне дорого, современное образование!
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий