10.07.2018, 10:10

Ох, не осилим мы иностранный!

В прошлом году министр образования Ольга Васильева, расставляя акценты на ближайшее будущее, большое внимание уделила обучению иностранному языку и посетовала, что желаемого уровня – «достижения общеевропейского допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции» ученики пока не достигают.

Тогда же прозвучало предложение к 2022 году ввести иностранный язык как обязательный предмет на ЕГЭ для выпускников 11-х классов. Реально ли это сделать в условиях современной школы, особенно в российской глубинке? Вопрос о состоянии и перспективах обучения иностранным языкам в школах города Коврова обсуждался на общественном совете по развитию образования.
Здесь обозначили ряд проблем, которые возникают при достижении цели. Первая и главная – дефицит педагогических кадров. В ковровских школах сейчас открыто 12 вакансий учителей английского языка и 1,5 ставки учителей немецкого и французского языков. Оставшиеся у руля педагоги вынуждены вести порой 60 часов в неделю. Это огромная нагрузка, при ней практически невозможно качественно и обстоятельно готовиться к проведению уроков. Мало того, зачастую учитель работает не в подгруппе, а с целым классом в 30 человек.
Вторая проблема – уровень подготовки педагогических кадров. Да, молодые педагоги приходят работать в общеобразовательные школы. Так, в прошлом учебном году было принято 9 учителей по разным предметам. Однако чаще всего они надолго не задерживаются. Увидим, сколько их останется к началу сентября. Никого из молодых не прельщает оклад в 5517 рублей. В первые два года работы эту цифру для них увеличивают до 10537 рублей, потом нет, надо получать I квалификационную категорию. Вряд ли в самом начале карьеры молодых специалистов спасут 4 тысячи за классное руководство, редкие стимулирующие выплаты и даже работа на полторы ставки. Те, кто имеет возможность применить свои силы в частных школах, центрах по репетиторству, в качестве переводчиков, обычную школу игнорируют. А кто остается, сами судите.
О неудобоваримом качестве учебной литературы по иностранному языку говорилось неоднократно, в том числе из уст министра образования. Учебник должен быть таким, чтобы ребенок мог осваивать его без помощи взрослого.
А что с материально-технической школьной базой? Из наших школ ушли в прошлое лингафонные кабинеты, которые использовались для аудирования и других задач. Необходимо достаточное количество аудионосителей, через которые слушается фонетически правильная речь.
Как признают в ковровском управлении образования, при вышеописанных условиях есть категория детей, которые не справятся с экзаменом по иностранному языку. Особенно те, кто занимается по адаптированным программам. Им бы родной язык худо-бедно одолеть. По скромным подсчетам, таких детей в Коврове порядка пятисот.
В общеобразовательных школах в принципе ребенок может изучать один или два иностранных языка по решению школы. Однако для введения второго языка даже в гимназических классах необходимы определенные условия и ресурсы. Поговорив о введении второго языка в обязательном порядке, чиновники от Министерства образования спустились-таки с небес на землю и планы отложили на неопределенное время. Станет ли ЕГЭ по иностранному языку к 2022 году обязательным, тоже бабка надвое сказала.
И в заключение. В этом году английский язык в ковровских школах сдавало 126 девятиклассников. Все перешли минимальный порог. Средний балл достаточно высок – 4,56. ЕГЭ по иностранному языку сдавало 58 одиннадцатиклассников, средний балл составил 76,28. Тоже хорошо. Но стоит понимать, что все экзаменующиеся сами выбирали экзамен с видами на будущее, имея при этом высокую мотивацию.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий