14.08.2018, 09:17

Ковров старообрядческий

Как известно, в дореволюционной России религия играла намного более важную роль в жизни общества, нежели сейчас. Тем большее внимание вызывали старообрядцы – люди, чьи религиозные убеждения расходились с каноническим православием. Сейчас трудно представить, но их влияние в дореволюционном Коврове было весьма значительно, и сегодня мы предлагаем вам отправиться по следам ковровских старообрядцев.
Ковров старообрядческий

Першины
Самыми известными ковровскими старообрядцами считаются две купеческие династии – Першины и Носковы. Першины – богатейшие торговцы хлебом, мукой и лесом, владельцы целой речной флотилии, страстные коллекционеры церковных предметов дониконианской эпохи и хозяева одной из лучших в дореволюционном Коврове библиотек со множеством старинных фолиантов. Они держали в Коврове целый квартал из доброго десятка охраняемых домов, потому-то за их владениями и закрепилось название «першинский замок». В центре высилась внушительная каменная старообрядческая часовня, где собирались старообрядцы со всего города – ее стены уцелели до сих пор.
Кстати, когда в 1904 году из Казани была похищена икона Казанской Божией Матери, подозреваемым заказчиком кражи стал именно ковровский купец Севериан Першин. Икона не найдена до сих пор, и, кто знает, быть может, она по-прежнему остаётся в подвалах першинского замка…
Что же осталось сегодня от некогда огромных владений Першиных? Во-первых, это тот самый главный дом першинской усадьбы с остатками старообрядческой часовни во дворе (Першутова, 40). На старых фотографиях видно, что когда-то его крыльцо венчала разноцветная башенка, выделявшая дом на фоне своих соседей. Прямо по соседству с ним до сих пор стоит старинный, построенный еще в середине XIX века деревянный дом – предположительно, первый дом Першиных в Коврове (Першутова, 39). Чего с ним только не происходило за полтора столетия – он сменил множество владельцев, не раз перестраивался до неузнаваемости и даже горел, однако по-прежнему остается жилым.
Ковров старообрядческий

Впрочем, на этом владения Першиных на улице Першутова, а прежде Базарной, не заканчиваются. В 1882 году совсем неподалеку купцы возводят еще один дом (Першутова, 42), а спустя пять лет в нем поселяется еще одна семья старообрядцев – родственники Першиных, купцы Кисловы. Им же принадлежала некогда находившаяся в этом месте усадьба – правда, ее главный дом под №41 несколько лет назад сгорел и вскоре был снесен, и сегодня от прежних владений Кисловых остался лишь маленький дом №42а, стоящий в глубине участка.
А тем временем Першины не желали расставаться со своими владениями даже с приходом советской власти. После выселения из родового гнезда купеческий сын Дмитрий Николаевич Першин построил себе дом на родной Базарной улице (Першутова, 48) и жил в нем до самой смерти в 1956 г.
В каком-то смысле нынешний Ковровский электромеханический завод – тоже детище Першиных. Купец 2-й гильдии Федор Федорович Першин был одним из основателей чугунолитейного завода в Расковой мызе (нынешний район Малеевка), впоследствии сменившего несколько владельцев и преобразованного в советские годы сперва в топочный, а затем и в электромеханический завод.
С родом Першиных связаны и многие другие места Коврова, т. к. разные его представители роднились с выходцами из других купеческих родов, и полная родословная Першиных крайне обширна. Среди их родственников – купцы Кисловы, Лаптевы и другие. Словом, эта династия оставила яркий след в истории Коврова, а ее тайны нам, быть может, еще предстоит разгадать.
Ковров старообрядческий

Носковы
Еще один крупнейший старообрядческий род Коврова – род купцов Носковых. Его основатель, выходец из крестьян Федор Иванович Носков – типичный представитель нового ковровского купечества, «сделавший» себя самостоятельно после отмены крепостного права. Энергичные представители этой формации (Носковы, Першины, Треумовы, Куренковы, Докукины) пришли на смену старому потомственному ковровскому купечеству (Ромагины, Гладцыновы, Шагановы), чье влияние во второй половине XIX в. быстро сошло на нет.
В 1905 году уже изрядно разбогатевший Носков основал собственное пароходство, назвав пароходы именами трех своих сыновей («Федор Носков», «Василий Носков», «Агафон Носков»), а спустя три года открыл торговый дом «Кляземско-Городецкий торговый дом Федор Иванович Носков с сыновьями». И тут самое время объяснить, почему Кляземско-Городецкий.
Собственно, главное детище Носковых – бумаготкацкая фабрика, располагавшаяся в Клязьменском городке – малой родине Федора Носкова. Здесь же находился его родовой дом со старообрядческой молельней. После смерти купца его дело продолжил сын Василий, даже ставший в 1917 году городским головой, но отстраненный от власти большевиками. А с началом советской эпохи фабрика Носковых получила название «Коммунар» и просуществовала вплоть до 1990-х. Сегодня в окрестностях Клязьменского городка можно по-прежнему увидеть ее развалины.
Владениям Носковых повезло гораздо меньше, чем першинским – совсем немногое от их торговой империи дошло до наших дней. В первую очередь, это бакалейный магазин Носковых, построенный в начале XX века – сегодня это правый, более высокий корпус Дома детского творчества (Абельмана, 28). На старых фотографиях можно по-прежнему увидеть огромную вывеску торгового дома Носковых. Кстати, красивый двухэтажный краснокирпичный особняк напротив школы №2 (Свердлова, 18), известный как дом доктора Лебедева, тоже принадлежал Носковым, которые и продали его только что приехавшему из Вены хирургу. В остальном же судьба и время оказались неблагосклонны к имуществу Носковых – пароходы давно пошли на слом, от фабрики уцелели лишь стены, и былое могущество купцов осталось только на старых фотографиях.
Ковров старообрядческий

Конечно, к старообрядцам принадлежали и другие ковровские фамилии, например, купцы Гусевы – хозяева того самого перестроенного дома на углу Абельмана и Барсукова (Абельмана, 13), который своей похожестью на советский дом 1970-х странно выделяется на фоне исторической застройки. Однако по общественному влиянию и материальному положению никто не мог сравниться с Першиными и Носковыми. Сегодня у всех на слуху фамилии Треумовых, Куренковых и других, а вот наследие ковровских старообрядцев несколько подзабыто – впрочем, быть может, нам еще предстоит заново открыть его для себя.
Денис Грабкин

Оставить комментарий