11.09.2018, 09:27

Разрушено и охраняется государством

«Ковровские вести» не раз писали о проблемах жителей дома №10 по улице Социалистической, расположенного напротив ДК им. В.А. Дегтярёва. Дом-коммуна, родной брат печально известного «пятого дома» и дома 19 по улице Абельмана, странным образом был выбран из собратьев и включён приказом Госинспекции по охране объектов культурного наследия в перечень охраняемых государством исторических памятников.
Разрушено и охраняется государством

«Высокий» статус памятника градостроительства, как уже известно жителям таких домов, не влечёт никакой помощи от государства. Напротив, государство тут же накладывает на сособственников ряд ограничений. Чтобы провести элементарный текущий, а уж тем более капитальный ремонт, необходимо вначале заказать проект. И не абы где, а у организации, имеющей лицензию на проектные работы по историческим памятникам. Стоимость проектных работ в таких организациях в десятки раз выше, чем стоимость работ у конкурентов, не имеющих такой лицензии. Стоимость непосредственно ремонтных работ, разумеется, ещё выше.
Разрушено и охраняется государством

Результатом этих обстоятельств является отсутствие каких бы то ни было работ в доме, кроме устранения аварий. Жители, видя, что дом фактически заброшен, перестают платить. Возникает замкнутый круг. Нужно много денег – работы не ведутся. Работы не ведутся – жители не платят. Жители не платят – нет денег на работы.
Разрушено и охраняется государством

Недавно инспекция по охране памятников обязала собственников установить за свой счёт на доме табличку. Надпись гласит: «Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Дом жилой. 1930 год. Охраняется государством». Увы, вся государственная охрана сводится к предписаниям собственникам привести всё в первоначальное состояние. Владельцы магазинов на первых этажах уже снесли или начали сносить свои пристройки. Бизнес терпит убытки. А жители дома продолжают терпеть неустроенность и невозможность проведения ремонта. Недавно в доме демонтировали трубу, по которой вода с незакрытых балконов стекала на улицу. Теперь во время дождей вода стекает по стенам, ускоряя разруху.
Низкая стоимость помещений в доме, по словам жителей, привела к тому, что значительная часть комнат занята маргиналами. В коридорах и кухнях собираются не самые приятные личности, места общего пользования источают мерзкий запах. Несколько лет назад ситуацию усугубил пожар. Следы гари, как уже понятно читателям, так и остались на стенах и потолке. Проводку после пожара жители восстанавливали за свой счёт.
Разрушено и охраняется государством

Управляющей компании у дома нет. Кому нужен дом, платежи по которому собираются плохо, а расходы выше, чем в аналогичных домах? Недавно всё же заключён договор на аварийно-диспетчерское обслуживание с ООО «Наше ЖКО». Протокол собрания, где было принято решение о заключении договора, по убеждению жителей, составлен с нарушениями.
Ещё в 2007 году было получено заключение об износе дома на 56,6%. Сегодня, после нескольких пожаров, при отсутствии работ по ремонту крыши, стен и потолков, износ, убеждены жители, должен составить те самые 70%, которые позволят признать дом аварийным и расселить его обитателей.
Однако властям связывает руки статус дома. Судя по отчётам горадминистрации разного времени, все действия чиновников по снятию статуса охраняемого объекта заключаются в направлении писем в инспекцию по охране объектов культурного наследия.
Разрушено и охраняется государством

Меж тем, как говорит опыт других регионов, снять со здания охранный статус можно только путём, указанным в законе, – провести экспертизу. Проводить её должны аттестованные Минкультом специалисты. Положительное решение принимается только в тех случаях, когда памятник полностью утрачен (пока не наш случай) или ошибочно был поставлен когда-то на учёт. Какими критериями руководствовались специалисты, которые ставили дом на учёт, неизвестно – результатов предыдущей экспертизы найти не удалось. Однако, учитывая, что дом относится к типовой застройке 30-х годов прошлого века, можно предположить, что эксперты могут признать здание ошибочно включённым в список охраняемых объектов. Стоимость такой экспертизы, судя по данным в интернете, составляет более 100 тысяч рублей.
Часть затрат на экспертизу вполне мог бы понести муниципалитет – в доме до сих пор есть неприватизированные квартиры. Часть – бизнесмены, занимающие помещения первого этажа. Разовая затрата отбилась бы вскоре после лишения дома охранного статуса. Но для того, чтобы начать поиски подходящего эксперта, нужен инициатор. А с этим у наших властей туго. Им проще оставить всё как есть, пусть и дальше государство хранит разруху.
Я. КАБАНОВ

Оставить комментарий