19.05.2015, 11:33

Кино и немцы

Кино и немцы
В Астраханской области на подростка завели уголовное дело за то, что он с одобрением отнесся к вторжению фашистской Германии на территорию Польши, о чем и сообщил на своей страничке в соцсети.
Правда, факт этот подается больше с акцентом на то, что статья УК, предусматривающая наказание за данное противоправное деяние, применяется чуть ли не впервые. Сам случай воздействия фашистской идеологии на сознание молодого человека остается фоном. А ведь это произошло не по ту сторону границы, не среди махровой бандеровщины, а у нас, в стране, где народ создал Бессмертный полк и с гордостью носит георгиевские ленточки. Наверное, правильно, что есть такая статья, не позволяющая распространять иную точку зрения относительно приговора международного военного трибунала для нацистских преступников. Великая Победа советского народа, остановившего распространение коричневой чумы, – вот факт, который не должен у россиян вызывать ни малейшего сомнения. К сожалению, это единственные скрепы нашего социально-разрозненного общества. Но боязнь «кнута» не всегда срабатывает, нужна своя система патриотического воспитания, которая создаст у юношей идеологическую защиту, способную отринуть любые поползновения иноверцев. От трех часов занятий в школьном курсе истории, посвященных теме Великой Отечественной войны, такого эффекта ожидать вряд ли стоит. Остается надежда на искусство, важнейшим видом которого, как мы знаем, является кино. Есть еще эпохальные литературные полотна, но их влияние на молодые умы можно назвать затухающим ввиду слабого интереса молодежи к чтению.
Хорошего много не бывает
Итак, кино, самый демократичный вид искусства. Вряд ли кто скажет, что не любит кино. Тема Великой Отечественной войны для наших кинематографистов была излюбленной и в прошлом веке, и в нынешнем. Только в годы войны о войне было снято около трех десятков картин. Что это, если не свидетельство признания кино как мощного средства для поднятия морального духа граждан?
Едва ли хватит газетной полосы, если перечислять все фильмы и сериалы о войне, снятые в нулевых и десятых. Радует то, что киноделы обращают внимание не только на ключевые, переломные моменты истории, но и на так называемые бои местного значения. Последнее вполне объяснимо: снять историю о том, как пятеро бойцов выбираются из окружения, существенно дешевле, чем запечатлеть в подробностях ход великой битвы.
Все же говоря о современном кино, нельзя не сказать хотя бы о некоторых из уже созданных образцов. По названиям одних фильмов (сериалов) можно судить о времени происходящих событий («1941», «В июне 41-го»), по названиям других – о месте действия («Брестская крепость», «Ялта 45»). В одних указана военная профессия («Истребители», «Снайпер. Оружие возмездия»), в других – имя главного героя («Три дня лейтенанта Кравцова», «Гетеры майора Соколова»). В общем, с количеством выпускаемой кинопродукции у нас все в порядке. Жаль, что ее качество зачастую оставляет желать лучшего. Подтверждение этих слов можно найти на киноведческих сайтах. На одном из них, в рейтинге лучших фильмов о Великой Отечественной войне, число шедевров, снятых в этом веке, едва дотягивает до двух десятков из 200 картин. Затерялись они среди знакомых каждому бывшему советскому человеку эталонов жанра: «Аты-баты шли солдаты», «Белорусский вокзал», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Освобождение» и т.д.
Однако хотелось бы сказать в поддержку нового военного кино. Цель оно преследует благую – пытается доступными средствами ликвидировать пробелы в нашем патриотическом сознании. Хулителей-критиканов же на просторах интернета – хоть отбавляй. Видите ли, в «Сталинграде» Бондарчука – ляп на ляпе. А вот зритель его оценил иначе – фильм стал лидером отечественного кинопроката. Возможно, физически не могут солдаты, объятые пламенем, бежать на врага с криком «Ура», но для художественной картины подобный «ляп» будет простительным, если вносит нужный эффект в эмоциональное восприятие фильма. Сочувствуешь героям, переживаешь за них – значит, режиссер и актеры старались не зря. Все остальное – мелочи и занудство. Почему новый фильм «Битва за Севастополь» назвали именно таким образом, хотя про оборону Севастополя там сказано вскользь, а весь сюжет развивается вокруг героя-снайпера Людмилы Павличенко? Своего рода маркетинговый ход, основанный на нашей психологии, – люди любят масштабные зрелищные проекты. Кто же пойдет на кино «Снайпер Люда», если фильмов про снайперов и без того снято великое множество?
Вспоминается фильм «Иди и смотри», вышедший на экраны в конце 80-х. Наверное, его можно назвать гениальным, поскольку из кинотеатра после увиденного выходишь немного не в себе. Эмоциональный заряд такой, что люди чересчур восприимчивые, не могли несколько дней в себя прийти. Критики аплодируют стоя, а вот желание пересмотреть фильм как-то не возникает, хотя и забыть его уже невозможно. Вот такая оборотная сторона реализма.
Кино нового формата
А может, все эти рейтинги на сайтах не отражают объективной картины? Мы провели небольшой опрос. Какие фильмы о войне ковровчанам запали в душу и засели в памяти? Примечательно, что многие люди в возрасте от 20 до 40 лет вспоминали именно советские фильмы. Чаще всего называли «А зори здесь тихие», «В бой идут одни «старики», «Семнадцать мгновений весны», «Офицеры». Назвать что-то из нового, бывало, затруднялись. Здесь лидерами все же стали «Мы из будущего» и «Битва за Севастополь». Собственно, последний вспоминали, поскольку он еще свеж в памяти. Ну а «Мы из будущего», вышедший на экраны семь лет назад, похоже, действительно приобрел поклонников. Данный фильм – образец того, каким должно быть кино о войне для молодежной аудитории. Там и молодые актеры, уже ставшие популярными, и фантастика в допустимой пропорции, и, что важно, верно расставленные приоритеты, когда главные герои в итоге понимают, что в жизни ценно, а что – шелуха.
Почему молодежное кино нужно снимать по-особому, отходить от старых клише? В нашем опросе участвовали и молодые люди, которые не хотят смотреть старые фильмы – им нужно, чтобы было, как в Голливуде, ярко, цветасто, эффектно и динамично. Для такой аудитории киноиндустрия предусматривает выпуск ремейков старых лент, популярных лет 20-30 назад. Накануне праздника Великой Победы в кинотеатрах стартовала новая версия известной советской картины «А зори здесь тихие». Поклонники оригинальных картин обычно не принимают ремейков, и они во многом правы. Например, советские комедии в новом формате с точки зрения художественной ценности существенно проигрывают оригиналам. Да и в финансовом плане не оправдывают ожидания продюсеров. Новые «Зори» пока что собрали в нашем прокате чуть больше четырех миллионов долларов. Скорее всего, потолок для этой картины – 6-7 млн. Для сравнения: «Форсаж-7» уже взял 32 млн, а новая серия «Мстителей» – пока что около 30 млн.
Но удачные ремейки у нас все же были. Таковым является фильм «Звезда», снятый в 2002 году. Он вошел в рейтинг лучших российских фильмов о войне.
Все существующие рейтинги (и наш опрос это подтверждает) говорят о том, что при современном конвейерном производстве военного кино достойных картин, которые бы запомнились зрителю, крайне мало. И в этом видится проблема: с одной стороны, кино вносит свой вклад в патриотическое воспитание, с другой – эффект от такого вклада явно недостаточный. И если над этим не работать на государственном уровне, число тех, кто одобряет вторжение фашистов в Польшу, может увеличиваться.
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий