02.10.2018, 09:30

Смертельный бой не славы ради....

В середине сентября в Брянске отмечали 75-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Отмечали широко, почти как 9 Мая в Москве. Но кроме парада с демонстрацией техники военных лет и современной, организаторы устроили грандиозную реконструкцию одного из решающих боев. В ней приняли участие члены ковровского военно-исторического клуба «Наследники Победы» Артём Новожилов, Николай Тубаев и Егор Пухов.
Смертельный бой  не славы ради....

Официальное приглашение на участие в реконструкции боя ковровчане получили за месяц до мероприятия. Долго не раздумывали – такая удача немногим улыбается. Правда, временем и средствами на поездку располагали только трое членов клуба. В целях экономии решили ехать на легковушке. Противотанковое ружье, которое имеется у мужчин, в нее не влезло. Поэтому заявились на «бой» пешим пулеметным расчетом. Двое рядовых и старший сержант.
На подобных реконструкциях существуют очень жесткие требования. От пуговиц на гимнастерке (алюминиевая имитация не пройдет) до нижнего белья и портянок – все элементы формы должны быть настоящими, военными. Кружка, фляжка, вещмешок – никаких подделок. К оружию тоже определенные требования. Перевозить и использовать в ходе реконструкций его можно только после того, как на специальном оружейном заводе его переделают под небоевое и выдадут соответствующий документ.
Мало кто знает, но у исторических клубов есть свои правила. Самые строгие касаются дресс-кода и поведения. Стоит хоть одному участнику реконструкции «отличиться» по пьяной лавочке, дорога на все аналогичные мероприятия ему заказана. Как не извиняйся, больше не пригласят.
Спасибо за Победу!
По сценарию праздник начинался с военного парада, и реконструкторы с оружием наперевес шли в нем бок о бок с полуторками, танками и «катюшами», сохранившимися со времен войны. Из толпы к ним выбегали молодые девушки в платьицах 40-х годов, дарили цветы, седовласые старцы говорили спасибо, женщины постарше плакали и махали красноармейцам вслед. Как поделился Николай, он на какой-то момент даже забыл, в каком времени живет, забыл, что все действо – сценарий.
После парада почти три часа горожане и гости праздника фотографировались с красноармейцами. Мальчишки живо интересовались оружием, их отцы задавали разные вопросы. Для жителей Брянщины свято все, что связано с войной и датой освобождения от захватчиков. И администрация области прилагает массу усилий, чтобы память о подвиге дедов и отцов жила и передавалась от поколения к поколению. Например, проводит реконструкции боев, чтобы молодежь могла воочию увидеть, что такое война. Приглашает исторические клубы, оплачивает участникам «боев» доставку техники, выделяет средства на их питание и проживание.
Завтра была война
Реконструкция боя проходила на окраине Брянска на территории старого аэродрома. Всех участников заранее ознакомили со сценарием и местностью.
Еще несколько лет назад светошумовых патронов у реконструкторов не было. И шум боя транслировали по громкоговорителю. Сегодня и огонь из стволов при имитации выстрела вырывается, и дым, и грохот. А на месте, куда должен упасть снаряд, устанавливаются специальные «закладки». Кто не знает технологии, поверит, что ракеты из «катюши» и танковые снаряды реально взрываются по достижении цели.
Николай рассказывает, что бой под Брянском был организован очень реалистичный. Взрывы выворачивали землю, она присыпала пулеметчиков в блиндажах и окопах. Запах гари и пороха витал в воздухе. Николаю и его товарищам показалось, что схватка длилась не более 10 минут. На самом же деле сражались без малого час. Пулемет у ковровского расчета под конец боя заклинило. И рука сама, возможно, вразрез со сценарием, потянулась к трофейному автомату, адреналин зашкаливал...
Смертельный бой  не славы ради....

Взрывы, рокот орудий, утюжащие поле танки и «катюша» в кустах, полуторка с санитарами, собирающая раненых, и протяжное «ура!» во время наступления – все, как в настоящей схватке времен войны. После ее окончания на поле боя пустили зрителей, наблюдавших за действиями издалека. Дети собирали гильзы и исследовали каждый уголок красноармейского «городка». Специально для зрителей был организован полевой госпиталь. Медсестра делает перевязку обгоревшему бойцу, поодаль за ширмой из белой простыни врач проводит операцию, боец стонет и корчится от боли. А буквально в нескольких шагах от госпиталя стоит полевая кухня. В ней вымотанные боем, грязные и потрепанные красноармейцы пьют горячий чай, топится буржуйка, доносится запах перловой каши...
Маловато стало фрицев
К сожалению, не обошлась реконструкция без скандалов. Некие организации накаливали обстановку вокруг появления на поле немцев со свастикой на форме. Но при таком раскладе действо теряло свою аутентичность, и организаторы на это не пошли. Просто попросили участников во вражеской форме после боя не красоваться, а быстренько покинуть поле. По словам Николая, современные исторические клубы сегодня и без того испытывают дефицит «фашистов». Мало кто хочет надевать на себя форму вражеских войск. Да и форма стоит гораздо дороже и элементы экипировки раздобыть сложнее, нежели обмундирование красноармейцев.
Дефицит фрицев ощущался и на брянской реконструкции. Поэтому всех «убитых» утаскивали или увозили с поля боя, «воскрешали» и выпускали вновь.
У. КРАЙНОВА

Оставить комментарий