06.11.2018, 08:29

Вспоминая отца Дионисия

21 октября 2018 года исполнилось 15 лет со времени скоропостижной кончины архимандрита Дионисия (Михайлова), бывшего настоятеля ковровского Христорождественского собора и Свято-Успенского храма села Большие Всегодичи.
С каждым годом остается все меньше людей, кто знал этого удивительного человека, пастыря и интеллигента с большой буквы, ревнителя просвещения и талантливого проповедника. Познакомил меня с ним тоже ныне уже покойный поэт Владимир Алексеевич Кузнецов.
Вспоминая отца Дионисия

С отцом Дионисием он был дружен давно, и когда тот задумал написать статью об одном из своих предшественников на посту настоятеля Христорождественского собора протоиерея Алексея Григорьевича Радугина, то вывел его на меня. Наше знакомство как раз и состоялось у «белого» собора рядом с чудом сохранившимся там гранитным памятником А.Г. Радугину.

– То, что этот памятник до сих пор цел вопреки всем катаклизмам нашего века, – великое чудо, – почти нараспев, полуприкрыв глаза, словно всматриваясь в нечто видимое лишь ему одному, говорил отец Дионисий. – А вообще каждый в жизни создает себе памятник сам, и сколько ему потом стоять, зависит от вышней воли по делам нашим…

Я и сегодня вижу худощавую фигуру в широком облачении с крестом на груди, слышу необычный голос, словно на церковной проповеди, и навсегда запомнил услышанное. Бывая в старом соборе или около него, нет-нет да и подойду к радугинскому памятнику и обязательно вспомню давнюю встречу.
Потом батюшка пригласил к себе в Большие Всегодичи, где жил в бывшем доме местного церковного старосты купца С.Л. Петрова прямо напротив храма. У него было немало редких церковных и исторических книг, некоторые из которых он давал почитать. Сейчас жалею, что у меня не осталось ни одной из этих раритетных книжек.
Вспоминая отца Дионисия

Бывший научный сотрудник одного из питерских НИИ Иван Федорович Михайлов прошел непростой жизненный и духовный путь до того, как стать архимандритом Дионисием: принял иноческий постриг в Почаевской лавре на Украине, потом священствовал в Забайкалье и дальневосточном Уссурийске и лишь оттуда вместе с архиепископом Серапионом (Фадеевым) перебрался в наш Владимирский край.
В Больших Всегодичах он обосновался в 1982-м, в 1985 году несколько месяцев служил в ковровском Христорождественском соборе, откуда его «выжили» при посредничестве тогдашних местных властей. С тех пор вплоть до ухода на покой архимандрит Дионисий был настоятелем Успенского храма в Больших Всегодичах.
В ту пору это село стало духовным центром всего Ковровского края. К отцу Дионисию приезжали многие ковровчане (в том числе и высокопоставленные, включая директоров предприятий), бывали гости из Владимира, Москвы и тогда еще Ленинграда. Ему даже предлагали принять архиерейство – стать архиепископом или даже митрополитом (Тульским и Веневским), но батюшка по смирению отказался.
Вспоминая отца Дионисия

Отец архимандрит был одним из самых образованнейших людей, которых мне довелось встречать в жизни. Мало того, что он свободно читал на нескольких иностранных языках, в том числе на греческом, и запросто забирался в такие философские дебри, где неподготовленный человек за минуту потеряется, словно в непроходимой сибирской тайге. Батюшка был еще знатоком истории, иконописи, агиографии и иных узко-церковных и богословских дисциплин. В старину таких ученых монахов уважительно именовали книжниками: мол, любую книгу прочтет, растолкует, а если надо, и сам напишет.
Архимандрит Дионисий мечтал о выпуске духовно-православной газеты. Уже после перенесенного инсульта, выйдя за штат, он несколько раз приезжал в редакцию «Ковровских вестей», встречался с издателем В. Г. Загурским, изыскивал необходимые средства. В апреле 2002 года первый номер газеты «Азъ» вышел в канун праздника Святой Пасхи. Батюшка и скончался в октябре 2003-го во вторник, когда ехал из Больших Всегодич в Ковров редактировать очередной номер газеты «Азъ».
В общем, свой памятник батюшка себе воздвиг. И стоять ему еще долго…
Николай ФРОЛОВ

Оставить комментарий