22.01.2019, 09:44

Кто выйдет из сумрака?

В конце января состоится заседание Законодательного собрания, на котором, поговаривают, областные депутаты по инициативе ковровских коллег и нескольких предприятий-организаций внесут изменения в региональный закон о порядке избрания глав муниципальных образований. Сейчас в городских округах глава местного самоуправления может быть избран либо на всенародных выборах, либо депутатами горсовета из их же числа. Законодательному собранию предлагают узаконить для Коврова возможность третьего пути: с наилучшим претендентом на кресло мэра заключает контракт комиссия из депутатов горсовета и представителей губернатора.

Кто выйдет из сумрака?

Евгений Белов

Как говорится, всё уже было. И все формы управления городом Ковров уже «проходил». Так, до 1990 года главным органом власти был горком КПСС, функции нынешней администрации нёс исполнительный комитет, председатель которого возглавлял и Совет народных депутатов. В 1991 году КПСС перестала существовать, исполком назвали администрацией; её главой был назначен Евгений Белов. Когда в 1993 году горсовет был распущен (как и все органы законодательной власти в России, после расстрела Белого дома), Белов почти два года управлял городом единолично.

Новый отсчёт городской Совет начал в 1995 году: был избран 1-й созыв из 19 депутатов под председательством Александра Любимова, которые за два года работы сделали главное – создали Устав Коврова. Всенародных выборов он не предусматривал: главу администрации предстояло определить депутатам из числа коллег. Очевидцы тех дней рассказывают, что Устав писали «под Белова»: и он, и депутаты опасались, что в результате прямых выборов ковровчане могут избрать главой «неподходящего» кандидата. Такого, у которого «за душой нет ничего, кроме громких, трескучих фраз», на которые, однако, могут запасть ковровчане. Но уверовавшие в демократию земляки показали-таки независимый характер: Евгений Васильевич в своём округе выборы проиграл и в состав горсовета 2-го созыва 1997 года не вошёл.

На первом заседании депутатам пришлось выбирать не только председателя, но и спешно решать, кто из них станет главой местного самоуправления. Прессу тогда на время дебатов из зала удалили, обсуждали долго, в несколько заходов. В итоге председателем Совета выбрали Александра Меркушева (причём голоса поделились едва ли не поровну, 9 депутатов «за», 7 – «против»), а главой города – Анатолия Воронова, директора ДРСУ (тут разногласий было меньше – 13 «за», 3 «против»). Увы, Анатолий Михайлович умер спустя всего несколько месяцев после избрания. Вокруг его смерти ходило много слухов, вплоть до отравления: Воронов не входил в сложившуюся «обойму», человеком слыл честным и бескомпромиссным и уж очень неожиданно скончался.

Кто выйдет из сумрака?

Анатолий Воронов

Больше в составе горсовета людей, способных (и желающих) взвалить на себя бремя управления городом, не оказалось. И понятно почему: 90-е отметились в Коврове безработицей, задержками зар-плат (бастовали даже терпеливые учителя), отсутствием бюджета (по воспоминаниям финансистов, его утверждали каждый месяц), политической нестабильностью по всей вертикали и прочими «прелестями» зарождающейся демократии и свободного рынка.
Тогда депутаты пошли по другому пути: вновь по-быстрому изменили Устав, чтобы главу (теперь уже администрации, а не города) горсовет мог принимать на работу по контракту. «Человеком со стороны» стал Вячеслав Арсентьев, директор КЭЗа по экономике и финансам, с большим партийно-хозяйственным прошлым. Вячеслав Тимофеевич доуправлял администрацией оставшийся после Воронова срок, а в 1998 году новый состав горсовета опять заключил с ним контракт.

Кто выйдет из сумрака?

Вячеслав Арсентьев

Именно на долю Арсентьева выпали самые сложные годы – и, соответственно, самое большое недовольство ковровчан, которые в любых проблемах сразу винили мэра. На этой волне народного протеста в горсовет «урожая 2002 года» пришли оппозиционно настроенные депутаты – хоть официальным председателем избрали Валерия Сапожкова, «неформальным лидером» была Ирина Табацкова. Ирония судьбы: яростно критикуя Арсентьева, депутаты-«революционеры» были вынуждены вновь заключить с ним контракт на управление горадминистрацией; других годных кандидатур попросту не было.
Но команде Табацковой удалось кардинально изменить Устав: выборы главы стали всенародными. И в 2005 году с перевесом в 3% Ирина Табацкова выиграла их у Арсентьева и стала, по сути, первым избранным главой города.

Кто выйдет из сумрака?

Ирина Табацкова

На этом посту её сменил Виктор Кауров, его – Анатолий Зотов. И тот, и другой на момент своего избрания вполне устраивали Совет директоров, выборы прошли без сучка и задоринки.

Кто выйдет из сумрака?

Виктор Кауров

Кто выйдет из сумрака?

Анатолий Зотов

И вдруг – внезапная инициатива то ли общественных организаций, то ли прикрывающегося ими «кукловода» по очередному изменению Устава.
Казалось бы, зачем? «Оппозиционеров-революционеров» в нашем городе сейчас вроде нет, и привыкшие к относительному благополучию ковровчане легко выберут любого вменяемого кандидата, которого им представит и «раскрутит» ковровское «теневое правительство» – директора крупных предприятий. С одним условием: если этот кандидат будет местным – таков уж менталитет ковровчан.

А вот депутаты (особенно если большинство, как в нынешнем составе, будет подконтрольно «Единой России») могут проголосовать и за какого-нибудь «крепкого хозяйственника, умеющего налаживать федеральные связи». Именно такого, по мнению некоторых, Коврову очень не хватает. И, видимо, кому-то очень хочется реализовать такой сценарий и на законных основаниях провести в мэры «варяга».

Кстати: Мы поинтересовались мнением Вячеслава Арсентьева, который успел побывать и наёмным сити-менеджером, и председателем последнего «советского» горсовета. Вячеслав Тимофеевич ответил: главой города должен быть председатель горсовета. Он будет избран и депутатами, и всенародно в своём округе.

Подготовила В. НОВИКОВА

Оставить комментарий