10.07.2019, 05:44

«Не нашлось другого места?»

Опубликованная в новостной колонке номера 25 «КВ» от 25 июня заметка «Не нашлось другого места?» вызвала эмоциональный отклик у руководителя техноцентра ОАО «ЗиД» В.В. Никулина.

«Не нашлось другого места?»

Напомним, в заметке редакция высказала сугубо свое мнение по поводу уместности размещения на площади Победы бюстов персонально руководителям оборонной промышленности Советского Союза, почетным гражданам Коврова Д.Ф. Устинова и П.В. Финогенова. Ничуть не умаляя заслуг этих выдающихся деятелей, мы предложили, как нам кажется, вполне достойные для увековечивания их памяти места – сквер Оружейников и новый микрорайон, носящий имя маршала Д.Ф. Устинова. Ведь Ковров, как город Воинской Славы, – это комплекс мемориальных объектов, увековечивающих трудовой и фронтовой подвиг ковровчан: площадь Победы, стела Воинской Славы, памятник воинам-дегтяревцам и мемориал в память защищавших страну экскаваторостроителей, Аллея Героев, мемориальные доски и бюсты наших оружейников, наконец, это названия улиц, учебных заведений.

Свое несогласие с позицией редакции В. Никулин изложил в статье «Героям Победы – одной на всех», приведя свои доводы и факты и уличив авторов заметки в невежестве. В частности он пишет:

«...более полувека назад (я был среди многих тысяч ковровцев в тот праздничный день 9 Мая 1965 года) в нашем городе была открыта площадь Победы. И с тех пор ее название не менялось. Не площадь Павших борцов, не площадь жертв 1941 года (такие или подобные названия можно найти на картах других городов) – а площадь Победы. ...


... площадь Победы, оправдывая свое название, должна хранить память обо всех, кто сражался и трудился ради Победы и нашей мирной жизни. Каждый из них выполнял приказ Родины, на фронте – приказ Верховного Главнокомандующего, на оружейном заводе в Коврове – приказ Председателя Государственного Комитета Обороны (должности Верховного и Председателя ГКО занимал один человек).

Среди моих самых близких родственников были и те, кто прошел всю войну на фронте, и те, кто в те же годы работал для фронта на нашем заводе. И за праздничным столом 9 Мая с самыми близкими друзьями (тоже ветеранами войны и трудового фронта) они на равных вспоминали с болью – родственников и друзей детства и юности, погибших и пропавших без вести, и с уважением – бригадиров лучших фронтовых бригад, чьи имена тогда «гремели на весь завод» (выражение дословно – из тех застольных праздничных бесед). А однажды рядовая работница военной поры сказала, когда в таком разговоре упомянули Павла Васильевича Финогенова: «Мы же были влюблены в него!» Сказала, вспоминая еще не директора, не министра – а 22-летнего мастера в 1941-м, 23-летнего начальника цеха в 1942-м.

Никому из них в голову не приходило делить Победу на фронтовую и тыловую. Так же, как и в семье Финогеновых, где Павел с июля сорок первого работал на военном заводе в Коврове, а его младший брат Василий сражался с врагом на фронте... И никто из них не пытался измерить, что весомее – боевые награды, с которыми вернулся с фронта Василий, или боевой орден Красной Звезды, который заслужил в начале 1944-го Павел, выпуская оружие для фронта. И который вручил ему на торжественном собрании в клубе Металлистов нарком вооружения Д.Ф. Устинов, не раз приезжавший в командировки в Ковров с первых месяцев войны...

...Одна из новых книг о Д.Ф. Устинове увидела свет в серии «Маршалы Победы», где до этого уже были выпущены книги о Г.К. Жукове, И.С. Коневе, К.К. Рокоссовском и других полководцах. По мнению авторов книжной серии, выполненной не просто качественно, а главное – с душой, полководец армии советских оружейников Д.Ф. Устинов достоин быть в одном ряду с творцами фронтовых побед.

П.В. Финогенов не дослужился до маршальских погон, но он стал руководителем оборонного комплекса страны, одним из преемников министра оборонной промышленности СССР Д.Ф. Устинова. А до этого всю войну, выполняя приказы наркома Д.Ф. Устинова, вместе с другими рабочими и мастерами, конструкторами и начальниками цехов занимался выпуском авиапушек и противотанковых ружей, ручных и танковых пулеметов. …

...У каждого из них – свои судьбы. Но они вместе воевали и работали ради нашей мирной жизни. И, думаю, заслужили, чтобы зримую память о них хранила и наша площадь Победы – одной на всех, общей для них и для нас».


Так мы полностью разделяем мнение Владимира Никулина о том, что Победа – одна на всех, общая для солдат и маршалов, рабочих и наркомов. Именно потому считаем, что и в воздаваемых почестях не должно быть различий. Во всяком случае, на площади Победы – одной для всех.
И. ПАХОМОВА

Оставить комментарий