16.06.2015, 09:52

Врача вызывали?

Врача вызывали?
Медики старой закалки. Все меньше их остается в нашем городе на рабочих местах. Тех, кто отдал профессии около полусотни лет и больше, трудился, давным-давно перешагнув пенсионный возраст. Вот и заведующая детской поликлиникой №3, отличник здравоохранения Людмила Алексеевна Волкова (на фото) подумывает о заслуженном отдыхе. В преддверии Дня медика мы публикуем ее воспоминания, а также размышления о здравоохранении в целом и педиатрии в частности.
Только детским врачом и никем другим
Родина Людмилы Алексеевны – Ленинград. В этом городе она провела первые шесть лет своей жизни и не смогла запомнить его красот. Не потому что была слишком мала, а потому что началась Великая Отечественная война, вокруг Ленинграда сомкнулось блокадное кольцо. Здесь запоминалось совсем другое. Мать маленькой Людмилы ценой невероятных усилий поддерживала жизнь в троих детях. Людмила Алексеевна вспоминает то время с болью:
«Мама никогда не оставляла нас одних в квартире. Уходили на улицу все вместе. Город регулярно бомбили, на голову каждому из нас мама привязывала по подушке. Слабая, но хоть какая-то защита. Дома мы большую часть лежали. Помню, по нам бегали огромные крысы. А потом и крысы пропали. Люди ели все... Мама часто курила самокрутку. Только теперь я понимаю зачем. Отдавая пищу нам, она таким образом пыталась заглушить свой голод».
Потом пришло спасение, и семья поехала на грузовике по Ладожскому озеру. Машина, что шла впереди, провалилась под лед. Водитель грузовика сказал истощенным людям: «Как хотите, но я дальше не поеду. Иначе мы все тоже утонем». И мать посадила детей на одеяло. Сколько километров она волокла одеяло, остается только догадываться. Но дошла. Позже от воспаления легких умер самый маленький. Слабый организм не выдержал зимнего холода.
Потом была эвакуация в Кировскую область. Возвращались обратно в Ленинград через Ковров, заглянули в гости к родственникам и остались. Здесь все-таки был родной человек, а в Ленинграде разруха, и отец еще не вернулся из госпиталя.
В Коврове Людмила закончила десятилетку и подала документы в Ивановский медицинский институт. Но с двумя «четверками» и двумя «пятерками» не прошла по конкурсу. В то время многие хотели лечить людей. Людмила не оставила надежду и, закончив с отличием Ковровский медицинский техникум, предприняла вторую попытку.
«Мы, отличники и медалисты, экзамены уже не сдавали. Проходили собеседование. Такое, что в жизни никому не посоветую. В комиссии больше десяти человек. И вопросы задают самые разные, от физики и математики до медицины и материалов минувшего съезда КПСС. Один из профессоров спросил меня, кем хочу стать. Ответила, что педиатром. И вправду всегда хотела, еще с той, блокадной, поры. Как мучились тогда дети! Теперь мне хотелось лечить их от всех на свете болезней. Профессор настоятельно предлагал мне лечебное дело. Отказалась. Предложил еще раз. Снова отказалась. Все-таки приняли в институт».
Практика и еще раз практика
В институте после каждого цикла лекций полагалась практика. Было ее очень много. И это, несомненно, большой плюс. И врачи-педагоги были высококлассные. Студентам доверяли.
«В первой горбольнице работал хирург Семен Васильевич Белоусов. Мы, два студента, и он одновременно делали две операции. Семен Васильевич удалял больному атерому, а нам поручил другого пациента, с аппендицитом. Искали-искали мы аппендикс и не нашли. Пришлось отвлечь хирурга от его операции, тот быстренько нашел искомое под печенью. Сложный случай. В общем, он расправился с аппендицитом, а мы «дошивали» атерому».
Во время практики по родовспоможению она многому научилась у замечательной акушерки Маши, у которой были золотые руки. Женщины в шестидесятые годы рожали много, практиканты принимали до 12 младенцев за ночь.
Нынешние студенты лишены возможности изучать анатомию человеческого тела на естественном материале. Только муляжи. А во время учебы Людмилы Алексеевны находились подвижники науки, завещающие свое тело после смерти для анатомических исследований.
Профессор Шпуга преподавал в институте фармакологию. Сдавать экзамены у него было очень тяжело. Но вложенные знания остались на всю дальнейшую жизнь.
А нынче на участке...
Успешно закончив мед- институт, Людмила Алексеевна по направлению снова попала в Ковров. Путь ее лежал в 3-ю детскую поликлинику, где она начинала участковым педиатром.
«На Малеевке всегда не хватало врачей, – рассказывает Людмила Алексеевна. – Район отдаленный. Последние 25 лет сюда вообще никто не идет. Из самой старой «волны» осталась я, 52 года провела в этой поликлинике. Из второй «волны», случившейся лет на десять позже моей, – педиатры Лариса Константиновна Лушникова и Галина Васильевна Федулина, которая начинала практиковать детским врачом в Тульской области. Педиатрам Наталье Викторовне Никифоровой, Татьяне Константиновне Воронкиной, Ирине Николаевне Рыбиной тоже 65 лет. Из «молодежи» у нас двое – Светлана Альбертовна Светлякова и Татьяна Васильевна Кирей, им недавно исполнилось по 50. Среди фельдшеров и медсестер, к сожалению, нет молодых.
Медики старой закалки многое могли бы дать своим преемникам. Опытом поделиться, помочь четко организовать профилактический и лечебный процесс, на собственном примере показать правильный подход к маленькому пациенту и его родителям. Но, увы, нет у них смены. И вместе с ними уйдет целая эпоха советского и постсоветского здравоохранения.
Да и сами они в последние годы вынуждены иногда изменять старым добрым традициям. Не хватает времени обстоятельно поговорить с мамами грудничков, попутно давая множество советов. Надо бежать к другому младенцу или к следующему больному. Врачи из детской поликлиники №3 обслуживают 4 участка Малеевки. Раньше эта же территория делилась на 8 участков. Простая арифметика: врачей стало меньше, а улиц для обхода больше.
Практически каждый день педиатры ходят по адресам пешком, по разбитым тротуарам. Женщинам в солидном возрасте тяжеловато приходится. Машину дают обычно только в эпидемию гриппа. Прошли те времена, когда КЭМЗ обеспечивал транспортом. А сколько бумажной работы! Раньше о таком количестве канцелярщины доктора и помыслить не могли.
Очень сожалеет Людмила Алексеевна, что в ее родной поликлинике не осталось таких специалистов, как лор, невролог, логопед, стоматолог. Теперь к этим врачам народ вынужден идти во 2-ю детскую поликлинику.
Болезни детские
В прошлом году мамочки из приписного населения 3-й детской поликлиники родили 258 малышей. В первом полугодии этого – уже 136. Всего же на учете в поликлинике 3460 детей. И как подтверждает Людмила Алексеевна, здоровых детей нынче практически нет. Детские болезни пятидесятилетней-сорокалетней давности отличаются от нынешних, считает Людмила Алексеевна. Тогда детей одолевал стрептококк и пневмококк (микробы). Именно стрептококк давал частую ангину. Как говорят в народе, ангина лижет суставы и кусает сердце. Понятно, откуда у детей брался ревматизм сердца – это осложнение после ангины. Сейчас у детей преобладают вирусные заболевания. И тут одна из главных задач – своевременная вакцинация. «Здесь тоже не все гладко. По федеральному закону родители должны давать разрешение, чтобы их детей привили от вирусов. Молодые родители, «образованные» интернетом, отказываются. Страдают дети. Между тем вновь заявляют о себе давно не виданные корь и полиомиелит, участились случаи туберкулеза».
К болезням, привычным в детской среде, добавляются новые. Людмила Алексеевна считает, что многие болезни прогрессируют на почве ухудшающейся экологии. А это значит, что педиатрия остается одним из основных направлений современного здравоохранения. В преддверии Дня медицинского работника Людмила Алексеевна желает своим коллегам успешного труда на этом поприще, бесконечного терпения и чуткого отношения к пациентам.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий
Расскажу случай. Лежала моя мама в больнице. А с ней в оной палате, лежала женщина с инсультом. И была она в очень плохом состоянии. За ней ухаживала Ее дочь. Ночевала рядом на раскладушке. В то время была зима. И у этой дочери забрлел сын( школьник),температура 39-40. Так вон эта дочь, "разрывалась" между мамой и сыном. Бегала то домой на 1-2часа, то в больнице была. Что бы сократить время в пути, ездила на такси, хотя до дома было пару остановок. Сказать , что она устала, это ни чего не сказать. Так вот этот мальчик, был внуком восхваляемой Волковой Л.А. Но!!!! Она даже не спросила, не то что бы навестить родного внука, как его дела. Хотя мы, ей говорили, что он сильно заболел, когда она пришла навестить мать своей снохи. Так вот делайте выводы сами, какой она детский врач, если собственного внука не считает нужным проведать во время его болезни. А уж на чужих детей, там наверное вообще....