30.06.2015, 08:46

Взятие крепости ЕГЭ

С 2009 года ЕГЭ стал неизбежностью для всех выпускников школ. Ученики к предстоящим испытаниям относятся по-разному: кто-то волнуется крайне, кто-то надеется на русский «авось». Переживания родителей накалены до предела. В случае провала пересдать ЕГЭ можно только «после каникул», в сентябре. В итоге упущено драгоценное время, что особенно важно для молодых людей – ведь им придётся отправиться в армию. Поэтому задолго до часа Х родители начинают задумываться, как сделать так, чтобы экзамен был сдан наверняка, и хорошо бы – на высокие баллы. Что нужно выпускнику школы, чтобы сдать экзамен успешно? Обязательно ли при подготовке прибегать к услугам репетиторов?
Взятие крепости ЕГЭ
Перестраховки ради
Репетиторство как явление в сфере образования стало развиваться с начала 2000-х годов. Раньше этого не было. По словам руководителя одного из ковровских центров подготовки к ГИА и ЕГЭ, учителя русского языка и литературы с большим стажем работы, причины для этого существуют разные. И прежде всего, это «желание родителей дать детям не просто образование, но образование высшее» и в престижном вузе. «Репетитор всегда работает на результат: была в школе 3 стала 4, была 4 стала 5. И ведь репетитор не сам себе отметки выставляет. Это оценки, полученные в школе, и польза от занятий очевидна».
Отчего же такое разочарование в качестве школьной подготовки?
Учеников в классах много, мотивированность к обучению, а значит, и дисциплинированность разная. Отличники оказываются среди большинства «середнячков». Учитель даёт материал со скидкой на невысокий уровень этого большинства, вот родители способных детей и открывают кошельки для оплаты глубокого изучения предметов. «Многое зависит от учителя», – эти слова так часто говорят родители.
«Многое, но не всё», – парируют учителя. В случае неуспеха на ЕГЭ можно, конечно, обвинять учителей: недодали материал, не научили так, как нужно. А можно вспомнить о том, что учителей в школе не хватает катастрофически. Уходят и молодые педагоги, и учителя со стажем. По разным причинам, не только материального плана. Велика бумажная нагрузка, количество анализов и отчётов – изнурительная педагогическая рутина. Учителям приходится вести не восемнадцать часов в неделю, а все пятьдесят. Наивно думать, что за 40 минут урока можно одинаково хорошо научить детей с разным уровнем возможностей, сильных и слабых, и, что очень важно, с разной степенью заинтересованности не просто в предмете, но в получении образования в принципе.
Сложно научить ребёнка, уверенного в том, что положительную оценку «нарисуют» всё равно, на второй год не оставят, а значит, школьные требования не обязательны к выполнению. Не каждый ученик, если не понял тему, подойдет к учителю за объяснением, думая, что «и так сойдёт». Сигналом же для многих родителей служит оценка, полученная уже на пробных экзаменах.
Учителя констатируют: за деньги дети готовы старательно изучать то, что можно было бы усвоить в школе бесплатно. И родители, оплачивающие репетитора, изначально мотивированы на контроль за своим чадом.
Невозможное возможно
И все же среди ковровских выпускников немало таких, кто сдал ЕГЭ без помощи репетиторов. Елена Д., выпускница школы № 10 – студентка первого курса Нижегородской государственной медицинской академии. Елена окончила так называемый «медицинский» класс, где особое внимание уделялось изучению биологии и химии. Стать врачом хотелось всегда. Девочка посещала факультативы по предметам в школе, выполняла предлагаемые задания и в итоге набрала количество баллов, достаточное для поступления в престижный медицинский вуз. Семья благодарит учителей за труд. Но главным фактором успеха стало серьёзное отношение к учёбе в принципе, а не только к итоговому экзамену, осознанный выбор будущей профессии.
Радует, что этот случай не единичный. Родители недавних выпускников отмечают, что сдать экзамен (пусть на средний балл) в принципе реально. Главное не лениться в школе. Анастасия К., студентка Ковровского медицинского колледжа, готовящаяся повторно штурмовать медвуз, делает вывод: «Успех на ЕГЭ зависит от знаний, от подготовки, от старания».
Стратегия взятия крепости ЕГЭ у каждого ученика своя. И с годами она, безусловно, совершенствуется. Учителя ищут эффективные методы подготовки, ученики по-своему привыкают к новым требованиям. И вот уже шестиклассники перед текущей контрольной работой просят учителя: «Дайте с вариантами ответов».
Своё мнение о сдаче ЕГЭ высказал А. В. Снегуров, заслуженный учитель РФ, историк с тридцатилетним стажем (г. Москва): «Я считаю, что определённой категории учеников сдать ЕГЭ без репетитора можно. Но ЕГЭ неустойчив – то он сложнее, то легче (как экзамен по русскому языку в этом году). Ему надо «отстояться», не вносить в него ежегодные изменения. Устоявшийся ЕГЭ сумеют сдать без репетиторов ещё больше ребят. Ведь порою репетитора нанимают на стрессе ребёнку, которому он (репетитор) и не нужен вовсе».
ЕГЭ – экзамен нашего времени. Это данность, которую приходится принять. Под ЕГЭ перевернули всё школьное обучение. Он менее привязан к системности и преемственности курсов обучения. Его можно сдать, особо не утруждаясь в течение школьных лет, достаточно быстро подготовившись с репетитором. Но это уже личный выбор каждого.
Е. КОСТИНА

Оставить комментарий