12.12.2019, 16:46

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

У них нет юридического лица, банковского счёта и прочих официальных документов. Но есть чёткая структура, отработанные методики, единый алгоритм действий – и тысячи людей по всей стране, обязанных им своим спасением.


Бороться и искать,  найти и не сдаваться!


Поисковый отряд «Лиза Алерт» – феномен 21-го века. Оказывается, в мире, где на пьедестал возносятся индивидуализм и материальные ценности, есть люди, живущие по принципу «Один за всех и все за одного» и готовые по звонку инфорга сорваться и лететь спасать совершенно незнакомого человека. В свободное время. Бесплатно и не ожидая благодарности. И их количество постоянно растёт.

В составе «Лиза Алерт» – волонтёры из 52 регионов России. Но правила одни для всех – и беда тоже: зачастую на сложные поиски съезжаются отряды из всех соседних регионов. Во Владимирской области представительство появилось пять лет назад, сейчас в нём более 150 человек. В Коврове активных волонтёров – 10. И много помощников, которые по разным причинам не могут участвовать в полноценных поисках, но готовы «поработать» водителями, клеить объявления и т.д.

Деньги не предлагать!

Психолог Юлия Хисамиева – один из координаторов поиска «Лиза Алерт» в Коврове. «Начинала инфоргом – это человек, который поддерживает поиск: собирает информацию от заявителя и родственников, обзванивает больницы, создаёт тему в соцсетях и так далее, – рассказывает Юлия. – Сейчас защитилась на координатора по «городу», но работаю и на лесных поисках.
Вообще в отряде более 20 направлений. Поисковики – это главные люди, глаза-ноги-уши всего поиска, их всегда не хватает. Координаторы – те, кто на месте решают, в каком направлении двигаться. Есть старший регистратор области – он регистрирует людей, прибывших на поиски, проверяет и выдаёт оборудование. Оно, надо сказать, досталось «потом и кровью»: его либо подарили родственники найденных, либо просто неравнодушные люди, желающие помочь, а кое-что мы и сами купили. Помню, в первый год работы отряда у нас был один навигатор, мы так тряслись над ним! А потом всю зиму копили на второй, складывая деньги в копилку». К слову, принципиальная позиция «Лиза Алерт» – не принимать помощь деньгами. Никогда. Ни от кого и ни в каких ситуациях. Зато будут рады нужным для поиска вещам: не только оборудованию, но и расходникам – бумага, скотч, топливные карты, картриджи для принтера и прочее.
Также в «Лиза Алерт» есть Школа безопасности – в ней детям 5-10 лет специалисты отряда рассказывают, что делать, если ты потерялся – это направление как раз курирует Юлия, по всей области. На днях открылось направление психологии: специалисты будут разрабатывать и дополнять методики поиска, особенно людей с отклонениями, и помогать самим поисковикам предотвратить выгорание. А оно случается, особенно когда потерявшегося находят погибшим.

Бороться и искать,  найти и не сдаваться!


Свои причины

Почему люди приходят в отряд? «Причины у всех разные, и все имеют право на существование, – объясняет Ю. Хисамиева. – Кто-то просто хочет помогать людям, кому-то нужно общение, социализация. Это как раз мой случай – я сидела в декрете с маленьким ребёнком и чувствовала, что выпадаю из жизни. Было ощущение, что я ничего не умею, ни на что не гожусь. А пришла в отряд, и выяснилось, что я много чего могу и ох как нужна! У других это отдушина от напряжённой работы – или от сложной ситуации в семье. Некоторые реализуют профессиональные амбиции. А кто-то, например, свою любовь ищет – и попутно старичков из леса выводит. В нашем деле главное, что человек разыскивает пропавших и делает это хорошо».

Найдена, жива!

Один из наиболее запомнившихся поисков, в котором участвовала Юлия, это поиск пятилетней Зарины в Нижегородской области, которая забрела в лес. Искали её четыре дня. «Прибыла после первых суток и уехала одной из последних. Руководила работой штаба, где комплектовали группы поисковиков, выдавали оборудование, обрабатывали информацию. Трое суток без сна, общение с тысячами людей... Надо было не допустить на поиск выпивших местных жителей, успокоить группу, которой долго не дают задания, – я ж не могу сказать: погодите, там медведь! Да, рядом с квадратом поисков слышали рёв медведя и нашли старую берлогу. Пришлось ждать, пока ОМОН и Лесхоз выстрелами его отгонят. Скажешь про медведя – и у кого-то паника начнётся, а кто-то соберётся его голыми руками побороть.

Но самыми страшными были ночи, когда штаб затихал, и в голову лезли мысли, которым было «некогда» днём – вдруг не найдём? Я сижу в куртке и тёплом свитере, а она там в одной футболке... А на четвёртую ночь: нашли, живая! И слёзы...».
Каждый резонансный поиск притягивает самых разных людей – и нечистоплотных журналистов, ищущих «жареного», и экстрасенсов. Последние особенно настойчивы – обрывают телефоны инфоргов, просят связать их с родственниками, уверяют, что точно знают, где находится потерявшийся. Увы, ни один за все годы существования отряда не «выстрелил». Все рекомендации, данные с умным и загадочным видом, были типа «идите на север, встаньте лицом к солнцу, и там будет поваленная берёза и рядом ёлка». Тот, кто хоть раз бывал в лесу, понимает, что такие «ориентиры» там на каждом шагу.

Без лишних подробностей

А телефонами родственников и подробностями инфорги не «делятся» не только с экстрасенсами: один из главнейших принципов «Лиза Алерт» – конфиденциальность. Чтобы исключить досужие домыслы, сплетни, осуждение пропавшего. «Бывает, что у человека, которого ищем, серьёзный диагноз, о котором соседи и знакомые не знают. И после того, как мы его найдём, он вернётся в это окружение. Зачем ему и его семье дополнительные психологические травмы, чтобы потом все пальцем тыкали. Иногда приезжаем, а соседи выдают: ой, да он алкаш. И что теперь, не искать его, пусть пропадает? Если случай связан с криминалом, полиция предупреждает, чтобы информация и среди своих не распространялась – она есть только у тех, кто непосредственно участвует в поиске».

Теория и практика

С полицией «Лиза Алерт» сотрудничает абсолютно во всех поисках. В лесу к ним подключаются сотрудники МЧС и Центрального управления кризисными ситуациями. Их, кстати, специалисты отряда регулярно обучают методикам поиска – осенью как раз состоялись масштабные совместные учения, в которых участвовали 50 человек со всех служб. Сами члены «Лиза Алерт» тоже учатся постоянно: методикам поиска, работе с техникой, организации и многому другому. Теоретические знания отрабатывают на практике. Бесплатные семинары и форумы проводят московские специалисты, обучение на местах продолжают региональные представители. Кстати, среди ковровчан есть специалист в категории «Лес на связи» – один из 17 по всей стране и единственный в регионе. Такие профессионалы умеют определить местоположение человека и вывести его из леса или из любого незнакомого места по мобильному телефону.
«Найден, жив!» – единственная награда для членов «Лиза Алерт» за долгие часы поиска в лесной чаще или на городских улицах, за ночи без сна и напряжение всех нервных и физических сил. Спасибо им за это.
Ольга АБРАМОВА

Оставить комментарий