07.07.2015, 09:04

Однажды в доме престарелых

В начале июня в Ковровском специализированном доме-интернате для престарелых и инвалидов произошло убийство. Как удалось узнать, оба фигуранта: и жертва, и убийца – не были «подарками». Типичные асоциальные элементы: отсидели за тяжкие преступления, имели неуживчивый характер. Причем убийца уже приличное время жил в этом учреждении, погибший прибыл сюда не так давно. По слухам, причиной инцидента стало то, что погибший вошел в комнату убийцы без разрешения, за что и получил удар ножом. Следственный отдел еще ведет расследование обстоятельств преступления. Здесь не скрывают, что убийство произошло на почве употребления спиртных напитков. Мы попытались выяснить, что стоит за этим фактом: трагическая случайность или тревожная тенденция ?
Однажды в доме престарелых
Это убийство, как мне сказали, стало первым за последние четыре-пять лет. До этого с преступностью в стенах учреждения было гораздо хуже. Выпивать, да, выпивают. И удивляться такому особо не приходится. В конце концов не доктора наук и заслуженные деятели искусства содержатся в учреждении, а люди с тяжелой судьбой, некоторые с криминальным прошлым. Спиртное приобретают в магазине по соседству с интернатом, там же, где-нибудь на улице, могут и выпить, если не удастся пронести бутылку мимо КПП с бдительной охраной.
К слову, в интернате круглосуточно находятся двое охранников: один сидит на КПП, другой – непосредственно в самом учреждении и регулярно совершает обход всего четырехэтажного здания. В день убийства охранник так же обходил объект, все, вроде, было спокойно, а через десять минут случилась трагедия.
Иду по начищенному до идеального блеска коридору учреждения и пытаюсь найти хоть что-то, что могло бы подсознательно толкнуть человека к агрессии и нарушению закона или просто навести его на мысль сделать что-то плохое. Нет, не вижу, все чистенько, красиво, в комнатах – комфорт и уют такой, какой дай бог каждому городскому общежитию. Да и народ внешне мирный, тихий.
Познакомился с одним из проживающих, Владимиром Антоновым. Приличный, уважаемый человек, жил себе потихоньку, но случилась беда – умер сын, потом сгорел дом и ковровский дом-интернат стал для него реальным домом, причем, возможно, на всю оставшуюся жизнь.
Кстати, бывает, что люди и с вполне благополучной судьбой не могут себя найти, но Антонов им не чета. Он и здесь не теряется: увлекается гимнастикой цигун, даже показал мне основные асаны (позы), да и по крепкому рукопожатию Владимира можно сделать вывод, что немолодой уже мужчина никогда не даст себя в обиду.
А вот 32-летний Иван Елин (на фото слева) и 47-летний Андрей Грачев (на фото справа) имеют другое, не менее захватывающее, творческое хобби. Оба вышивают бисером, причем делают картины, глядя на которые, невольно думаешь – до чего же это круто!
Оба инвалиды, при этом в короткие сроки освоили швейные машинки и теперь вытворяют на них такое, чему могут подивиться многие дамы, обладательницы ловких, умелых рук.
– Вы до того, как здесь оказались, шитьем или рисованием увлекались? – любопытствую я у Ивана.
– Да что вы, даже близко к этому не подходил, – признается Елин. – Я вообще раньше делал, можно сказать, только одно – пил.
Секрет преображения, разумеется, не только в замечательных способностях учеников. С ними занимается инструктор по трудотерапии Елена Кириллова. Человека увлеченного видно с первого взгляда, а у Кирилловой горят глаза и от дела, которому она себя посвящает, и от успехов воспитанников, регулярно побеждающих на областных творческих конкурсах.
Проживающие в доме-интернате шьют мешки для медчасти, одежду для себя и своих товарищей. Есть здесь и вполне современный тренажерный зал, своя спортивная команда и туристский актив, участвующий во всех слетах. Красиво и интересно жить не запретишь!Было бы желание.
Однажды в доме престарелых
Что касается отношений в интернате, то здесь работает опытный психолог Любовь Потапова. Она проводит с проживающими тренинги, разбирает любой возникающий конфликт, учит их находить компромиссный выход из разных житейских ситуаций. «Любой вопрос можно решить миром, – говорит Любовь Викторовна. – Главное, стремиться к этому и идти навстречу друг другу».
Участников недавнего трагического инцидента Потапова хорошо знает. Сложные, говорит, оказались люди. Трудно было с ними, но предпосылок что именно этим все закончится, не было.
К слову, многое в интернате настраивает на творческий, конструктивный лад. Даже личность директора – миловидной блондинки Натальи Щепуновой. Ей, например, посвятил сборник своих стихов местный поэт Юрий Лопатин. Есть в нем такие строки: «Доктор время, меня ты послушай. Многих лечишь ты, знаю о том. Исцели мою грешную душу, буду век благодарен потом...».
А его приятель Виктор Зуев сублимирует свою благодарность не в рифмы, а в более прагматичные вещи. Виктор Михайлович – главный маляр интерната, перекрасил здесь все, что можно, о размере заработка, правда, скромно умалчивает и даже назвал мой вопрос на эту тему некорректным. Все плотницкие работы выполняет другой умелец, Николай Миночкин. Николай Григорьевич тоже инвалид. Ходит на протезах, а с виду этого ни за что не скажешь: бодр, собран, весь такой образец преодоления трудных жизненных обстоятельств. «У меня была цель встать – я встал. Главное по-настоящему хотеть», – кратко поясняет он свое жизненное кредо.
В нем, к слову, емко изложено всё, чем живет дом-интернат и что происходит с его обитателями, включая недавнее ЧП. Те, кто по-настоящему хотят занять себя делом, находят занятие по душе. (В интернате есть даже компьютеры с подключенным Интернетом, и доступ к ним обеспечен любому из проживающих). Кто не желает – бессмысленно прожигает остаток жизни или ищет приключений с печальным, как в описываемом нами случае, концом. Все, в целом, обстоит точно так же, как в жизни вне интерната.
Скажу в заключение, что дом-интернат, несмотря на приведший меня сюда печальный повод, я покидал в позитивном настроении. Да и каким оно могло быть после общения с людьми, которые личным примером учат не ломаться под ударами судьбы?
С. СКВОРЦОВ

Оставить комментарий