21.04.2020, 10:40

75-летию Великой Победы посвящается... Школа военных лет

Великая Отечественная война не только потеснила ковровские школы с насиженных мест, но и в корне перестроила их работу. Наш сегодняшний рассказ о том, как велось образование детей в тылу и протекала их жизнь, какими были педагоги военной поры и чему учили подрастающее поколение.
75-летию Великой Победы посвящается... Школа военных лет

Жизнь кочевая

До войны в Коврове уже существовало 14 общеобразовательных школ и 2 железнодорожные. Как считается, этой сети для города было недостаточно. Однако в первые же месяцы 1941 года школу в военном городке занял штаб воинской части, под госпитали наспех перестроили школы №1, 2, 7, 14, 6 (железнодорожную). В 1942-м в здании начальной школы №11 был открыт Дом малютки, в нем разместили 120 детей, вывезенных из блокадного Ленинграда.
Так и вышло, что школы кочевали с одного места на другое в полном составе. Обычными стали занятия в три смены, сокращение уроков, перемен, каникул. Очевидцы событий вспоминают, что в переполненных школах часто отключали электричество, из-за холода все занимались в верхней одежде. Замерзшие чернильницы грели в руках, а писали между строк на газетных или книжных страницах. Чернила изготавливали самостоятельно, из свекольного сока, из ольховых шишек. Понятно, что катастрофически не хватало учебников. О школьной форме детям, одетым в перешитую после взрослых одежду, оставалось только вспоминать. Зато в каждой школе в начале войны ученикам давали по кусочку хлеба, позже они получали хлеб, посыпанный сахарным песком, а в последний военный год – маленькую белую булочку.
Есть мнение, что одно из наиболее значительных достижений советской школы в годы Великой Отечественной войны – патриотическое воспитание, которое не ограничивалось политинформациями и беседами. В Коврове не существовало ни одного госпиталя, где бы с регулярными визитами не появлялись дети. Приносили лакомства (пареную свеклу и морковь), помогали в хозяйственных работах, писали письма по просьбе раненых. Летом ребята собирали в пойме Клязьмы шиповник, щавель, в лесу – землянику и лекарственные травы для госпиталей. Так, в первый военный учебный год они принесли в госпитали 1400 кг щавеля и 25 кг ландышей.
Для школ города в 1941-1942 уч. г. были установлены задания по сбору металлолома: 22800 кг черного и 2280 кг цветного. Все для усиления военной мощи страны. Наш земляк Николай Соловьев до старости запомнил содержание плаката в его школе: «Соберем металлолом для вагранки, чтобы вражеские танки превратить в металлолом».

Мальчики и девочки отдельно

В третьей четверти 1942-1943 уч. г. сферу образования вновь коснулась перестройка: в школах ввели новый учебный предмет – военное дело: военно-физическая подготовка в 1-4 классах и начальная и допризывная подготовка в 5-10 классах. Именно с той поры пошла строевая, огневая и химическая подготовка учеников, изучение ими материальной части стрелкового оружия, военно-санитарное дело. Кое-что сохранилось и до сей поры, правда, в школьную программу не попало. Кое-что осталось в далеком прошлом. Например, техника рукопашного боя.
Но вернемся в военное лихолетье. Допризывная подготовка в старших классах предполагала специальные занятия только для мальчиков. Их, этих занятий, было в два с лишним раза больше, чем раньше. Поэтому встал вопрос о раздельном обучении мальчиков и девочек (без учета начальной школы). В нашем городе было организовано 4 мужских и 3 женских неполных средних и средних школ.
На педагогов, которых осталось немного после того, как мужчины ушли на фронт, свалилась огромная работа. Да и детям несладко пришлось. Взять хотя бы дорогу до школы: для некоторых она значительно удлинилась, а общественный транспорт не ходил.
Из воспоминаний одного из ковровчан: «Когда школа №7 в поселке «Экскаваторщик» стала мужской и в нее перевели учиться мальчишек из поселка «Красный металлист», между ребятами из разных районов началась «кровавая» вражда. И только с приходом в школу директором Сергея Ивановича Бормотова, вернувшегося в город после ранения, «разборки» прекратились».

Учитель такой, какой надо

Старшина медицинской службы Сергей Бормотов служил в 307-м медсанбате 299-й стрелковой Харьковской дивизии командиром отделения санинструкторов. Как вспоминает его однополчанин, многим раненым оказал старшина первую медицинскую помощь на поле боя. И человек был замечательный. Строгий, но добрый. До призыва трудился Сергей Иванович в сфере образования. Ушел на фронт вместе с учителем математики А. Благовещенским, директорами В. Вознесенским, Ф. Карабановым, И. Коршуновым, учителями В. Антроповым, М. Барановым, И. Бляхиным, Н. Бормотовым, С. Смолиным и другими.
По сохранившимся архивным данным, в период работы директора Бормотова 7-я школа (начиная с 1944 года) имела лучший пришкольный участок в городе, который получил премию Центральной станции юных натуралистов. Спортивная площадка школы была признана лучшей в федерации среди площадок семилетних школ. А рядом со своей школой педагоги и ученики разбили парк.
В мирные годы к фронтовым наградам заслуженного учителя школы РСФСР Сергея Ивановича Бормотова, медалям «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», прибавились орден «Знак Почета» и значок «Отличник народного просвещения».
Редакция «Ковровских вестей» благодарит сотрудника Ковровского историко-мемориального музея Нину Павлову за помощь в написании материала.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий