09.05.2020, 12:03

Девчонки с ткацкой фабрики

Рядом со зданием бывшей прядильно-ткацкой фабрики им. Абельмана на улице Набережная стоит небольшой двухэтажный домик, построенный 100 лет тому назад. С 1941 года живет в нем Антонина Федоровна Ершикова. Вероятнее всего, это последняя участница событий на фабрике времен Великой Отечественной войны, которая может поведать потомкам о былом.
Девчонки с ткацкой фабрики
(А.Ф. Ершикова с портретом мужа, гвардии капитана Авенира Михайловича Ершикова)

И закрутил водоворот…

В мае 1941 года из деревеньки Селивановского района работать на ткацкую фабрику прибыла молоденькая девчонка. Тогда продукция предприятия пользовалась большим спросом, а оно, в свою очередь, не отказывалось от новых кадров. Таких приезжих, как Тоня, тут было немало. Шустрой и веселой Тоне все было интересно, фабрика поразила своими прядильными машинами, а Ковров казался огромным. Поселилась она на квартире у тетки в Заречной Слободке, и начались для бывшей селянки трудовые фабричные будни. Сначала взвешивала пряжу, немногим позже начальство заметило грамотную сметливую девочку и назначило ее счетоводом в контору. Но не успела Тоня привыкнуть к новой городской жизни, как грянула война...
– Наша фабрика очень быстро поставила на поток изготовление диагонали (так рабочие назвали ткань. – Прим. автора), которая шла на пошив нижнего белья, гимнастерок, бушлатов и другой одежды для солдат и офицеров, – делится воспоминаниями Антонина Федоровна. – По железнодорожной ветке прямо к фабрике подвозили сырье, обратно вагоны уходили с тканями. И рабочие, и конторские трудились по 12 часов в день. Понятно, фабрика не переставала работать круглые сутки.

За годы Великой Отечественной войны прядильно-ткацкая фабрика им. Абельмана дала стране 66 млн 625 тыс. метров ткани, из которой изготовили более 22 млн комплектов одежды и воинского обмундирования, а также миллионы метров марли, необходимой в госпиталях.
Девчонки с ткацкой фабрики

На укреплениях и в госпиталях

Но помимо трудового процесса у работников фабрики – женщин, подростков и пенсионеров были и другие заботы.
Ковров спешно готовили к обороне. С октября 41 года жители Красного Текстильщика вместе с другими горожанами возводили оборонительные укрепления. Ежедневно от фабрики выделялось 100-150 человек. На окраинах города, на ведущих к нему дорогах делали завалы, которые послужили бы препятствием для продвижения немецких мотоциклетных частей. Выезжали абельмановцы и укреплять Владимир, и аэродром около села Большие Всегодичи.
– А я ближе к зиме попала на расчистку снега с узкоколейки, с той, которая вела к основной железной дороге на Москву. За эту работу нас кормили обедом в фабричной столовой. Мы были безумно рады кормежке. Ведь рабочим выдавали карточки на 600 г хлеба, а служащим – на 400 г. Какие-то деньги платили, но их хватало только на то, чтобы отоварить карточки, и на немногие мелочи.
Однажды на рынке обменяла свой хлеб на мыло (сил нет, как вши заели), собралась в треумовскую баню (сюда попариться до сих пор народ ходит). Достала мыло из упаковки, а брусок-то деревяшкой оказался. Вот слез было!
Когда в Коврове развернулись госпитали, коллектив фабрики стал шефом двух из них. Известно, что комсомолки Валя Шальнова, Маруся Алексеева и многие другие дежурили при тяжелораненых бойцах. Абельмановцы – рабочие и служащие Е. Бурова, К. Колукова, М. Чувилина, Е. Брысина – регулярно сдавали кровь для раненых.
Фабричным работницам, среди которых много матерей, совсем не оставалось времени для присмотра за детьми. В помощь матерям фабрика открыла детский дом на ул. Набережная. А в 1943 году абельмановцы приняли к себе 200 эвакуированных из блокадного Ленинграда детей и женщин. Уход и питание им были обеспечены вплоть до возвращения в героический город.


Самолеты для фронта

На одном из фабричных митингов в 1943 году ровничница Мария Зубова предложила путем добровольных взносов и отработки собрать средства на строительство самолета. Ее единогласно поддержали и словом, и делом. За это абельмановцы получили благодарность от Верховного Главнокомандующего. В ней говорилось следующее: «Прошу передать рабочим, собравшим 105000 рублей на строительство самолета-истребителя «Красный текстильщик», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».
Воодушевившись после получения правительственной телеграммы, текстильщики продолжили добровольные пожертвования на постройку второго самолета. Дополнительно в фонд обороны они собрали более 100 тыс. рублей.


Такие душевные письма

В годы Великой Отечественной войны текстильщики отправили солдатам и офицерам более 2 тысяч различных теплых вещей. Эти подарки вручила воинам под Сталинградом и Новороссийском работница фабрики Дуся Докорина. Воины, в свою очередь, прислали текстильщикам более 700 писем с благодарностями.
Вот одно из них:
«В канун предстоящего большого боя к нам, танкистам, пришли подарки из г. Коврова с фабрики им. Н.С. Абельмана. Мне выпал жребий получить небольшую коробку, в которой были шерстяные варежки и кисет с табаком.
В посылке было и Ваше письмо, Дуся, где Вы пишете: «Дорогой боец! Будь здоров и невредим. Бейте фашистских гадов и помните, что о вас думают и не забывают девушки из г. Коврова».
Я носил его в кармане гимнастерки рядом с комсомольским билетом. В момент тяжелого ранения в грудь комсомольский билет был пробит осколком пополам. Вместе с ним пострадало и письмо, обильно залитое кровью, я берегу его…
Лежу в госпитале, лечусь. Поправлюсь и опять пойду в бой добивать немецких гадов. Ваня Крошев».
С прядильно-ткацкой фабрики им. Абельмана на фронт ушли 638 мужчин и женщин, многие – добровольцами. За доблестное выполнение задания командования 300 из них награждены орденами и медалями.
Редакция благодарит сотрудников Ковровского историко-мемориального музея за помощь в подготовке материала.

О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий