09.05.2020, 08:32

Как малеевцы в войну станки строили

«Пусть фашистские гнусные гады не радуются преждевременно своим успехам. Побеждает тот, кто имеет больше выдержки, больше сил и спокойствия, а также качества, присущие только Красной армии и советскому народу», – писала в августе 1941 года одна из заводских газет Коврова под необычным для сегодняшнего читателя названием «За советскую топку».
На каком предприятии работал автор пророческих строк и как это предприятие помогало приблизить День Победы?
Как малеевцы в войну  станки строили


От топки до станка

Теперь мало кто из ковровчан знает, что перед Великой Отечественной войной наш КЭМЗ выпускал механические топки под уголь, торф, щепу, сланец для тепловых электростанций и пятитонные шахтные мельницы для измельчения этого топлива. В 1940 году производство собирались значительно расширять, уже и многие миллионы были выделены из бюджета страны. Но война нарушила планы. Профиль топочного завода им. Малеева и Кангина за короткий срок полностью изменился: он стал филиалом №2 завода им. Киркижа (ныне ЗиД) и начал изготовление станков. Сначала трех серийных моделей: копировального, сверлильного и заточного, а затем и других.
Считается, что особо важным этапом в сложное для страны время являлось освоение и выпуск стволосверловочных и стволонарезных станков. Так, например, появился на свет станок для обработки боевой личинки ручного пулемета Дегтярева. А всего за годы войны филиал №2 изготовил свыше 4000 станков.
На техническом совещании в декабре 1941 года начальник станкостроительного производства С.В. Науменко говорил: «Руководство завода уделяет нам большое внимание. Мы получили большое количество оборудования, людей. Это внимание не является случайным. Дело в том, что наши станки предназначены для производства оружия, выпускаемого заводом. А завод имеет личное задание товарища Сталина. Ждать прибытия квалифицированных работников нам неоткуда. Поэтому надо приложить все силы на выполнение задания – выпуск 17 станков в день».


Как на все хватало сил?

И станкостроители не подвели. Поддержали движение «двухсотников» – передовиков производства, которые обязались ежедневно выполнять норму выработки на 200 и более процентов. История сохранила их имена. Так, систематически перекрывали вдвое сменные задания токари Щанникова, Седова, Сущева, к тому же они взялись обучать токарному делу новичков. От них не отставали фрезеровщицы Минеева и Чайка. Незаурядные организаторские способности проявил мастер Щикунов. В приказах и других документах военного времени отмечается с положительной стороны имя Перенского, а руководимый им цех характеризуется как один из первых в производстве станкостроения.
Друг за другом появились на разных участках производства фронтовые комсомольско-молодежные бригады. Одну из них возглавила слесарь Петрова. В коллектив попали девушки и юноши, многие из которых сначала не могли выполнить нормы выработки. Благодаря усилиям бригадира и более опытных товарищей неопытные ребята освоили профессию и в рекордно короткие сроки подтянулись до нужного уровня.
Активная молодежь создала при заводском клубе драмколлектив и эстрадную группу. Выступали перед рабочими в обеденные перерывы и перед ранеными в подшефном госпитале.
В свободное от работы время комсомольцы выходили на строительство производственного корпуса им. 25-летия ВЛКСМ для нового вида вооружения. Весной 1943 года оно было начато и закончено в октябре. Среди премированных за этот труд были и станкостроители: токарь Н. Арсеньева получила валенки, токарь Ф. Климов – обувь, токарь А. Седова – отрез на платье и т.д.


Стахановец военного времени

Многотиражка «Трудовой салют фронту» и боевой листок «Станкостроение» подробно рассказывали о стахановцах военных лет. Среди них – Василий Фомич Грызлов.
Как вспоминают современники, Василий Грызлов всегда вдумчиво относился к своему делу. Начинал разнорабочим, стал сверловщиком, потом освоил другие станки. Еще в 1939 году за достигнутые успехи в работе его наградили медалью «За трудовую доблесть». Кроме этого, он имел право на получение 10 рублей в месяц и на бесплатный проезд на трамваях во всех городах Советского Союза.
Активный рационализатор, Грызлов сконструировал множество приспособлений, позволявших постоянно повышать производительность труда. В войну вместе со своими товарищами по механическому цеху расточником Гудиным, фрезеровщиками Заботиным и Железкиным он ежедневно вдвое перекрывал норму выработки. Уже в 1942 году В.Ф. Грызлову было присвоено почетное звание «Стахановец военного времени». А после войны он получил звание Героя Социалистического Труда.


Подписаться на заем

Выступая на митинге, посвященном выпуску Государственного займа 1942 года, установщик А.Ф. Балакин сказал: «Мне семьдесят лет. Своими руками я завоевал Советскую власть. Так неужели мы позволим фашистам отнять то, что завоевано нами. Никогда! Подписываюсь на заем в размере полуторамесячного заработка и призываю всех сделать это».
Призыв старого производственника был подхвачен всеми малеевцами. Например, ученики слесарей Лобов и Балакинский при месячном заработке 140 рублей подписались на заем в 200 и 250 рублей. Как свидетельствуют архивные документы, сумма подписки к месячному фонду заработной платы в ремонтно-строительном цехе составила 114%, в инструментальном – 111%, в сборочном – 108%. Многие из работников предприятия отдавали последнее и сверх того, лишь бы страна смогла противостоять врагу.

Редакция «Ковровских вестей» благодарит директора Ковровского историко-мемориального музея О.А. Монякову за предоставленную литературу.

О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий