26.06.2020, 07:16

Мы живем у мертвой реки!

Единение с природой – вот чего в первую очередь желает человек, приехавший жить в сельскую местность. Идеальный вариант, если деревенька находится на отшибе цивилизации, а рядом есть луг, лес и речка. Однако не всегда ожидания оправдываются. Деревня Побочнево Ковровского района обладает всеми вышеперечисленными качествами. Только при ближайшем рассмотрении речка несет темно-коричневые мертвые воды, деревья близ нее понемногу теряют свою зелень, посреди луга зияет провал, полный канализационных стоков. Что происходит и кто виноват?
Мы живем  у мертвой реки!


Битва за трубу

По воспоминаниям коренных жителей, еще 30 лет назад природа вокруг Побочнево была экологически чистой. Наромша, которая берет свое начало из ключей, радовала глаз прозрачностью, в ней водилась рыба, здесь селились бобры и выдры. Постепенно благодать сходила на нет. Серьезные опасения за экологию возникли у населения деревни давно. Проведя собственное расследование, они обнаружили выходящую в речку трубу, из которой лилась неприятная по цвету и запаху вода. Откуда идет труба? Через поле со стороны поселка Малыгино. В подтверждение тому – большая яма с такой же водой посреди поля, где труба дает течь. Побочневцы сделали вывод: канализационный сток, созданный еще в эпоху социализма, – дело рук коммунальных служб поселка Малыгино. Возможно, вначале очистные сооружения работали исправно. Но вот потом…
В знак протеста побочневцы забили трубу своими силами, но слив кто-то усовершенствовал, спрятав трубу в бетонное русло. Судя по запаху, цвету и отложениям, и поныне течет по нему жидкость, не прошедшая должной очистки.
Мы живем  у мертвой реки!
Мы живем  у мертвой реки!



... и денег нет

Существования слива канализационных вод в Наромшу в отделе природопользования и охраны окружающей среды Ковровского района не подтвердили и не опровергли. Руководитель отдела Ирина Арлашина ответила нам, что в течение последнего года официального заявления от жителей по данной проблеме не поступало. Оно необходимо, чтобы начать действовать. Были ли такие заявления ранее, она сказать не может. Что ж, сегодня заявление прозвучало через СМИ.
В недавнем интервью для «КВ» глава администрации Ковровского района Вячеслав Скороходов откровенно признался, что канализационные сети района давно дышат на ладан, кое-где нечистоты откачиваются из отстойников по старинке и перевозятся машинами. А в некоторых населенных пунктах жители безрезультатно просят о проведении канализации. К сожалению, реконструкцию канализационных сетей и очистных сооружений муниципалитет в одиночку не потянет – чересчур дорого, а область и федерация на модернизацию канализационной системы Ковровского района нужных сумм не выделяют.
Выходит, борьба за экологию у нас сразу заканчивается там, где встает денежный вопрос. Уже в привычку вошло ограничиваться красивыми лозунгами и конкурсами детских рисунков на животрепещущую тему.


И белые хлопья по реке…

А в это время на реке Наромше беды не заканчиваются. Наоборот, умножаются. Не только природа страдает от общегосударственного небрежения и скаредности, но и люди. Пять лет назад побочневцы забили тревогу, обратившись на владимирское телевидение.

«Однажды после работ на огороде мы, как обычно, искупались в Наромше. И ужаснулись – наша кожа покрылась волдырями и зачесалась. Как минимум люди из трех семей тем летом пострадали и долго лечились, – вспоминает сейчас одна из местных жительниц. – Наше терпение лопнуло. Телевизионщикам мы все-все показали, откуда в реку попадают канализационные стоки и откуда вредные химические вещества».


Мы живем  у мертвой реки!
О химических веществах в реке отдельный разговор. Побочневцы рассказывают, что периодически ближе к ночи по Наромше со стороны поселка им. К. Маркса плыли белые хлопья, похожие на мыльную пену. Как известно, в вышеназванном поселке работает предприятие по производству марли, имеется и цех по ее отбеливанию. Сложите два факта и получите некрасивую картинку. Несанкционированный слив в водоем пять лет назад подтвердили в природоохранной прокуратуре: «В сточных водах, которые сбрасываются с фабрики, имеется большое количество сжиженных веществ. Из-за этого вода имеет характерный белый цвет. По данному факту в отношении ООО «Трубочист» и его руководителя были возбуждены два производства об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13». Прокуратура отрапортовала, что большинство нарушений устранено, природоохранные службы подсчитывают материальный ущерб, причиненный реке.
С тех пор прошло 5 лет. Стала ли вода в Наромше лучше? Нет. Появилась ли в ней рыба и другие живые существа? Нет. Как рассказывают жители, на днях дворовая собака налакалась воды из речки – ветеринар констатировал отравление. Еле выходили пса.
Как известно, Наромша впадает в Уводь, Уводь – в Клязьму и так далее до Каспийского моря. Если представить, что на большинстве притоков так или иначе нарушают экологию, становится страшно. А еще страшнее понимать, что государство не прикладывает должных сил к спасению своих земель и вод. Остаются активисты. Такие, как в Побочневе. Сейчас они за свой счет собираются взять пробы воды из Наромши, чтобы снова собрать доказательную базу в борьбе за чистоту своей реки.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий