16.07.2020, 15:00

Легенда ракетного производства

13 июля исполнилось 83 года со дня рождения и 20 лет со дня смерти Владимира Ильича Шацкого (1937-2000) – бывшего заместителя главного конструктора завода им. В.А. Дегтярева, одного из ведущих ковровских специалистов в области ракетной техники. Вся жизнь Шацкого оказалась удивительным образом закольцована – вокруг одного завода, которому он отдал 40 лет жизни, одного дела, одной женщины и одной даты – 13 июля. В день рождения и одновременно день памяти этого выдающегося человека мы предлагаем вспомнить его главные достижения, которые пришлись на эпоху становления и расцвета ракетно-космической отрасли в СССР.

Легенда ракетного производства


1950-1960-е годы – время активного развития сразу нескольких крупных отраслей промышленности в Коврове, среди которых особенно выделяются экскаваторостроение, выпуск мотоциклов и, конечно, оружейное производство. Одним из главных этапов, связанных с послевоенным развитием Коврова как центра оборонной промышленности, стало освоение заводом им. В.А. Дегтярева производства ракетной техники (до этого он занимался исключительно стрелково-пушечным вооружением). Становление ракетной эры на ЗиДе началось в 1959 году с выпуска блоков управления, рулевых машинок и автопилотов АП-75, а уже в последующие несколько лет на предприятии было развернуто полномасштабное ракетное производство, со становлением которого связан известный в масштабах всей страны политический инцидент.

Первого мая 1960 года, в самый разгар праздничной демонстрации в Москве, министр обороны Родион Малиновский доложил Н.С. Хрущеву о том, что советские военные засекли в небе американский самолет-разведчик. Возмущенный генсек тут же распорядился сбить неприятеля, однако по ряду причин советские истребители не могли подняться на такую же высоту и настичь вражеский самолет. После нескольких неудачных попыток перехвата шпиона решили сбить зенитной ракетой С-75 комплекса «Десна», и операция удалась – самолет был сбит, а американский разведчик Фрэнсис Гэри Пауэрс был взят в плен. «Русские нас сделали», – заключил узнавший об этом американский президент Дуайт Эйзенхауэр, а ковровские инженеры воочию убедились в качестве своей новой продукции – на ракете стоял автопилот ЗиДа.

Легенда ракетного производства

Окрыленные успехом новой разработки, конструкторы ЗиДа принялись за дальнейшее освоение отрасли, и вскоре на заводе был налажен выпуск целой серии противотанковых управляемых ракетных снарядов (ПТУРС), начало которой положила ракета 3М6 комплекса «Шмель». Именно в процессе освоения, производства и испытаний противотанковых и зенитных ракет во всей полноте проявился талант плеяды молодых конструкторов, направленных на завод специально для развития нового производства, – П.С. Прасолова, Б.Г. Рыжова, В.М. Тимофеева, Ю.М. Смирнова и, конечно, В.И. Шацкого. Эти молодые специалисты – в основной своей массе выпускники МВТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ, Военмеха и других ведущих технических вузов страны – стали своеобразными первопроходцами перспективного направления и новым «ядром» технической интеллигенции завода. Уже спустя два года после инцидента с Пауэрсом, в 1962 году, В.И. Шацкого (работавшего над тем самым автопилотом) назначили начальником конструкторского бюро №4, а еще через два года ему поручили наиболее ответственный этап ракетного производства – контрольные испытания собранных ракет на полигоне. На этой должности он пробыл более 30 лет, до самой смерти, и за все это время ни разу не допустил срыва программы испытаний – под его руководством они проходили с неизменным успехом.

Не менее ярким показателем профессионализма В.И. Шацкого стала его огромная востребованность не только на родном заводе, но и на других предприятиях отрасли как в СССР, так и в соседних (естественно, социалистических) странах. Так, во второй половине 1970-х совместными усилиями ЗиДа и завода «Маяк» в г. Кирове велось освоение новой ракеты «Фактория». Однако если ковровские инженеры не без труда, но осваивали новое изделие, то на кировском заводе дела шли не так гладко. В результате, чтобы не сорвать программу, было принято компромиссное решение – задействовать Шацкого на двух предприятиях одновременно и тем самым наладить производство в срок. Таким образом, в течение двух месяцев конструктор работал без выходных семь дней в неделю: с понедельника по пятницу он выполнял программу на родном заводе, а на выходные отправлялся в Киров, помогать налаживать производство на «Маяке». Благодаря такой работе «на два фронта» ситуацию удалось выправить – в конце декабря 1978 года «Фактория» была собрана и успешно испытана.

По словам родных и коллег, личные качества Шацкого были абсолютно созвучны характеру его работы – он никогда не опаздывал, не набивал себе цену (хотя, думается, хорошо ее знал), был предельно ответственным и исполнительным. Даже свадьба Шацкого со своей женой Маргаритой Вениаминовной не позволила ему нарушить рабочих обязательств – согласно распоряжению в день торжества (5 апреля 1960 года) он должен был по распределению прибыть в Ковров для трудоустройства, и через несколько часов после регистрации в ЗАГСе, прямо из-за праздничного стола он уехал на место будущей работы, где вскоре был принят в штат завода им. В.А. Дегтярева. «П/ящик №9, ОГК» – гласила первая запись в его трудовой книжке, за которой стояло зашифрованное название тогдашнего секретного ракетного производства: «механосборочный цех №9, отдел главного конструктора».

В 1992 году В.И. Шацкий получил почетное звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации». Он продолжал трудиться до последнего дня жизни, предпочитая «кабинетной» работе непосредственное участие в производстве и наладке продукции. Так, даже будучи заместителем главного конструктора завода, он продолжал руководить полигонными испытаниями, а при необходимости и участвовал в ликвидации взрывоопасных ситуаций на производстве – порой бывало и такое. Владимир Ильич Шацкий ушел из жизни после непродолжительной болезни 13 июля 2000 года, в свой 63-й день рождения – судьба вновь сделала круг. Как бы то ни было, ему было чем оправдать свою жизнь: за плечами остался десяток собранных и испытанных ракет – «Малютка», «Фагот», «Рефлекс», «Фактория», «Аркан», «Корнет» и другие, большинство из которых до сих пор стоят на вооружении российской армии. Кроме того, на счету Шацкого – 18 изобретений и более сотни рационализаторских предложений, позволивших существенно усовершенствовать ракетное производство.

Не менее значимой частью его работы стало и воспитание преемников – под его руководством на заводе сформировалась целая плеяда новых инженеров-ракетчиков, продолживших путь первопроходцев отрасли. Наконец, дело Шацкого живет в воспоминаниях коллег и родных, которые стали достойными продолжателями его профессионального пути – так, его сын Андрей Владимирович пошел по стопам отца и также связал свою жизнь с оборонной промышленностью, племянник Максим Генрихович – участник боевых действий в Афганистане и Чечне – посвятил жизнь военному делу, а супруга Маргарита Вениаминовна стала главным хранителем семейного архива со множеством материалов, воспоминаний и публикаций о муже. Пожалуй, наиболее ярко жизненный и трудовой путь В.И. Шацкого характеризуют слова главного конструктора Ковровского механического завода А.Г. Прилипко: «Завод Дегтярева прожил легкую жизнь за спиной Шацкого».
Денис ГРАБКИН

Оставить комментарий