28.09.2020, 08:17

Из ковровского пансионата – в Русский музей

Путь произведения искусства к известности и всеобщему признанию порой долог и тернист. На чердаке ветхой избушки вдруг отыщется икона вековой давности, в частной коллекции появится скульптура античной эпохи или будет отреставрирована картина руки классика соцреализма, которая украшала пансионат провинциального города...

Из ковровского пансионата – в Русский музей
(Фото с сайта Rusiskusstvo.ru)

Как рождаются полотна

Наше повествование как раз о последнем случае. Недавно на выставке в Русском музее Санкт-Петербурга появилось полотно знаменитого художника советской эпохи Александра Самохвалова, считавшееся утерянным. Символично, что широкой публике оно продемонстрировано в Год памяти и славы, к 75-летию Великой Победы. Написана картина в далеком 1945-м и называется «Встреча». Еще кровоточат воспоминания об ужасах войны, но мирная жизнь постепенно вступает в свои права. И вот в ресторане собираются за кружкой пива фронтовые товарищи. Нарядные, при полном параде. И пусть за окном лежит полуразрушенный город, в их разговоре уже есть место оптимизму и улыбкам. Ведь война наконец закончилась, а они молоды и полны сил. Сам автор ценил в произведении «правдивость и человечность», «цвет и ритмику».
Военные и послевоенные годы – этап зрелого творчества Александра Самохвалова, который ранее прославился своими произведениями в духе соцреализма, посвященными трудовым подвигам нового общества, спорту и спортсменкам, праздникам и будням народа. Как считают критики, некий пафос и гротеск сглаживается в его полотнах благодаря истинному таланту.
В послевоенные годы Самохвалов работал над групповыми портретами участников войны. Среди них картины «Сталинградцы», «Бойцы вспоминают минувшие дни» и «Встреча друзей» (или «Встреча»), которая появилась в 1947 году на Всесоюзной выставке, а затем пропала.


А ковровчане и не знали...

Возникает вопрос, почему о «Встрече» забыли. Одна из стойких версий такова: картину, на которой действие происходит в ресторане – не самом удачном месте для героев-защитников, с красоткой-официанткой на переднем плане и кружкой пива на подносе, не поддержали критики. Она ушла в фонды Всероссийского союза кооперативных товариществ работников изобразительного искусства, но и оттуда была «списана». Как другие произведения «в опале», уехала на периферию. Тогда удачным вариантом считалось отправлять «кусочки искусства» в общественные учреждения необъятной Родины. Скорее всего, именно таким путем «Встреча» оказалась в одном из пансионатов Коврова (в каком именно, нам выяснить не удалось) и украсила его столовую.
Знатоков отечественной живописи среди администрации пансионата и его посетителей не нашлось. Если изначально и было известно имя автора, то оно ничего не говорило ковровчанам. Вскоре о Самохвалове там даже воспоминаний не осталось. Пока учреждение функционировало, какое-то время картина «работы неизвестного автора» содержалась в более-менее подходящих условиях. Ну а когда оно пришло в упадок – сами понимаете...


Вторая жизнь

Как пишут «Санкт-Петербургские ведомости», «после закрытия пансионата и распродажи его имущества картина попала в случайные руки. Наконец в плачевном состоянии она всплыла в потоке анонимной «художественной» продукции, выставленной на продажу».
В конце концов около четырех лет назад картину «Встреча» приобрела коллекционер Людмила Ермолина, которая отдает предпочтение искусству советского времени. Она и почувствовала руку мастера в основательно потрепанном жизнью полотне с грубыми записями поверх масла, с утраченными частями, с дырой в углу.
Полотно отреставрировали в мастерских Института имени Репина, специалисты Русского музея определили авторство, сравнив картину с этюдами и эскизами, которые сегодня хранятся в крупных городах России. Плюс технологические исследования позволили обнаружить в верхней части картины подпись художника и дату: «Самохвалов. 45». И теперь «Встречу друзей» можно увидеть в Михайловском дворце – главном здании Русского музея вплоть до 14 ноября 2020 года.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий