10.11.2020, 13:00

Лекарства есть – продать нельзя

На фоне новой волны коронавирусной инфекции, когда даже официальная статистика не скрывает повальной заболеваемости, в аптеках возник дефицит лекарств. И проблема эта стала очень острой. Кто виноват? Ковровские фармацевты в один голос утверждают – «Честный знак».


Лекарства есть – продать нельзя

Самое нужное в дефиците

Не секрет, что повальное большинство зараженных коронавирусом находится на амбулаторном лечении, поскольку в больницах катастрофически не хватает коек. При таком раскладе поддержать ослабевший от болезни организм помогут только лекарства из аптеки, куда сейчас с рецептом и без него массово идут граждане. Особый спрос у них на антибиотики и противовирусные препараты. Как обычно, людям требуется и широкий спектр других лекарств. Однако, судя по возмущению ковровчан, в последние три месяца купить нужное лекарство стало очень сложно.
Чтобы проверить достоверность информации, мы обзвонили около двадцати городских аптек. Если раньше на том конце провода всегда отвечали без задержек – каждый заинтересован в продаже своего товара, то теперь по большей части трубку просто не берут. Видимо, фармацевты устали от постоянных звонков тех, кто пытается найти нужное лекарство. Да и что проку отвечать, если искомого все равно нет. До нескольких аптек удалось дозвониться, и везде одинаковая картина. Противовирусных (например, ингавирина или рибавирина) продать не могут. Таких антибиотиков, как цефтриаксон, азитромицин, левофлоксацин, продать не могут. Лишь в одной точке нашелся амоксиклав, а в другой – флимоклав.
Заметим, в последние месяцы очень многие препараты существенно подорожали. Причем не только те, что востребованы из-за коронавируса. К примеру, год тому назад обезболивающее ибупрофен стоило всего 17 рублей. Теперь же его цена – 137 рублей. Как считают работники фармацевтической сферы, и лекарственный дефицит, и подорожание товара в среднем на 20% связаны с недавним государственным нововведением – маркировкой лекарственных средств.


Хотели как лучше...

Чтобы снизить распространение всех видов нелегальной продукции: контрафакта, фальсификата, контрабанды и прочего, в России введена национальная система маркировки и прослеживания под названием «Честный знак». Напомним, с 1 июля 2020 года «Честный знак» «настиг» лекарства. По сути задумывалось благое дело, а по факту получился ералаш. Маркировка лекарственной продукции отдана в руки одной фирме, которая не справляется с миллиардным оборотом (в год в России продается 5 млрд упаковок лекарств).
Производитель не может выпустить товар на рынок, потому что вовремя не получает от маркировщика коды. Со склада лекарства не могут быстро отправить в аптеки, аптеки не могут продать имеющийся в наличии товар по той же причине. При всем при этом потребитель в принципе не нуждается в лекарстве с пресловутым кодом, а деньги за маркировку достаются коммерческой структуре.
Системе национальной цифровой маркировки лекарств уже дали меткую характеристику – типичный пример российской антицифровой революции. Об упрощенном доступе к услуге нет и речи.
Ковровские аптекари, описывая сложившуюся ситуацию, не скрывают своего возмущения: «Наша аптека полностью готова к нововведению: установлены соответствующие компьютерные программы, увеличен штат сотрудников – нужно время и ресурсы, чтобы по приходу товара на точку каждую лекарственную упаковку «пропикать». А вот общая система маркировки работает как попало. Цепочка несовершенна, связи постоянно рвутся, серверы висят. Так, у нас с середины октября мертвым грузом лежат неподтвержденные лекарства. Они есть, а продать без маркировки нельзя, чревато серьезными последствиями уже для нас. Каково нашим сотрудникам смотреть в глаза человеку, который ожидает помощи! Каково отказывать! И объяснить людям практически невозможно, что аптека тоже стала заложницей ситуации».
В Коврове покупатели пока только высказывают свое возмущение фармацевтам. О серьезных конфликтах между ними не слышно. В целом же по России уже есть неприятные инциденты. В аптекарей плюют, их обливают зеленкой, грозят поджогом. Был даже такой случай, когда инвалид громил аптеку костылем.
В первую коронавирусную волну повсеместно не хватало лекарств, поскольку спрос существенно вырос. Явление понятное и неизбежное. На фоне пандемии, мягко говоря, глупо было внедрять систему «Честного знака». Ведь все, что касается цифровых технологий в глобальном масштабе, работает у нас со скрипом. В данном конкретном случае множество больных людей лишены лекарств. Кому-то из них это может стоить жизни...


Лучше поздно, чем никогда

В конце октября депутаты Госдумы взяли обязательную маркировку лекарств под свой контроль, а на прошлой неделе правительство решило упростить систему маркировки. Обязанность по подаче сведений в нее сохраняется, но аптека (или другой участник) имеет право производить дальнейшие операции с товаром, если не получила от «Честного знака» успешного ответа об обработке данных в течение 15 минут.
Кроме того, до 1 июля 2021 года будут действовать упрощенные механизмы «обратной приемки лекарств» при их ввозе в Россию и обороте внутри страны. Участники не обязаны дожидаться от поставщиков подтверждения приемки и могут самостоятельно оприходовать их. Импортеры тоже могут не ждать подтверждения ввоза от держателей регистрационного удостоверения на препараты.
Еще одно упрощение вводится до 1 февраля 2021 года: производители обязаны наносить коды на препараты, аптеки – сканировать их на кассе, при этом все операции по движению товара (внутри страны и при импорте) облегчаются.
Обещано, что упрощенный режим будет функционировать до полной готовности всех участников отрасли. Посмотрим, насколько быстро на прилавках аптек появятся необходимые лекарства.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий