10.11.2020, 07:52

Как живете, каракалпаки?

Ковров – один из трех муниципалитетов Владимирской области, где широко представлен национальный состав. В нашем городе 12 диаспор, которые объединяют киргизов, чеченцев, таджиков, дагестанцев и др. Живя с ними бок о бок, что мы знаем об их быте и взаимоотношениях, о культуре и традициях, уходящих корнями в далекое прошлое? Немногое.
Ко Дню народного единства мы решили приурочить проект под названием «В гостях у соседа». И первым нашим собеседником стала семья Ешмурадовых из диаспоры каракалпаков.

Как живете, каракалпаки?
(Фото предоставлены семьей Ешмурадовых)


Первая причина – это…

Из Республики Каракалпакстан Санавар и Озадбой Ешмурадовы приехали не так давно – пять лет тому назад. Что привело в далекий чужой город людей в солидном возрасте, у которых на родине большой дом и хорошая работа? (Озадбой, инженер по образованию, – востребованный свадебный тамада, у Санавар был свой магазинчик с промтоварами).
Первая причина в материнской любви. Женщина не смогла отпустить от себя сыновей. Двое ее мальчиков выросли и решили поискать счастья на чужой стороне. Зарплаты в своем городе Мангите не устроили, а сидеть на шее у родителей молодые мужчины не приучены. К слову, Мангит очень похож на Ковров. Тоже небольшой, тоже промышленный: здесь добывают газ, на ткацких фабриках перерабатывают хлопок. Только климат жаркий, растительности мало и вокруг – пустынные пески.
Вторая причина приезда банальная – заработок. Национальная валюта Каракалпакстана сом дешевле российского рубля. Этим все сказано. У супругов трое взрослых детей, каждому Ешмурадовы давали платное образование, что существенно подкосило семейный бюджет. Сыновьям надо построить или купить отдельное жилье, именно так поступают в Каракалпакии не только богатые семьи, но и семьи с небольшим достатком. Чего бы это ни стоило. Ну и конечно, очень затратные мероприятия – свадьбы. О них отдельный рассказ.
Как живете, каракалпаки?

Что такое келин-салом?

Санавар с гордой улыбкой вспоминает, что свадьба ее старшего сына собрала в общей сложности полторы тысячи родственников и друзей. Да и неудивительно, каракалпакские семьи многочисленны. Так, у одной из родственниц Санавар было 15 детей, Озадбой родился в семье, где 8 детей.
– Обидеть родню никак нельзя, хоть ни одно кафе в Мангите не вместит столько народа. Поэтому в самый главный свадебный день принимали гостей большими группами. А длилось торжество пять дней.
Как повелось с давних пор, за невесту мы платили немалый калым: деньги и скот. Дорогое удовольствие, но невеста всегда возместит затраты своим приданым. Потом отдельно был малый пир в доме невесты, собирались столы в доме жениха, взрослые родственники с обеих сторон встречались.
Древний обряд келин-салом, когда невеста приветствует родственников жениха, до сих пор проводят все каракалпаки. Девушка кланяется в пояс каждому члену новой семьи, показывая им свое уважение и почтение. Все по очереди подходят к невесте с подарками и пожеланиями долгой и счастливой жизни. Этот обряд обычно сопровождается музыкой и женским пением. У Ешмурадовых вели свадьбу ученики Озадбоя, поэтому келин-салом сопровождался стихами, подготовленными одним из них.
Как живете, каракалпаки?


Такие разные истории

Озадбоя Ешмурадова всегда привлекало творчество, и в конце концов он стал тамадой, признанным в своем городе и за его пределами. Из 365 дней в году приблизительно 300 у него заняты свадебными торжествами. А в этом деле он уже 30 лет.
– Вот провел Озадбой у мальчика обряд обрезания (у нас это называется малой свадьбой, потому что праздник с размахом). Позже мальчик женится, и снова зовут мужа. Дети пошли у того мальчика, и опять Озадбой нужен.
На свадьбах чего только не бывает: и курьезные случаи, и трагические истории. Однажды в очень холодный зимний день проводил Озадбой свадьбу на улице. Гости грелись спиртным и танцами. Молодым же по обычаю ни есть, ни пить на главном торжестве нельзя. Их единственная задача – сидеть за столом, улыбаться и ублажать взгляды присутствующих. Жених довольно быстро накинул на себя теплую куртку, невесте же свекровь запретила прятать красивое белое платье под верхней одеждой. Несколько часов покорная девушка терпела мороз, а к утру умерла от переохлаждения.
После этого случая Озадбой много дней был сам не свой, даже работать не хотел. Но все-таки свадьба дает преимущественно позитивные эмоции.
– Как-то раз повеселил всю округу жених-креативщик. Был он не из простых, в прокуратуре работал. На торжество к нему все гости приехали на крутых иномарках. А он прикатил на украшенном шариками и лентами «запорожце».


Бешбармак по-каракалпакски

У каракалпаков существуют особые обычаи и правила поведения на общественных и семейных трапезах. В старину любую пищу ели, сидя на полу вокруг скатерти. Густую пищу брали руками, бульон подавался отдельно, в миске или чашке. Сейчас традиции соблюдаются не так строго, но кое-что сохранилось. Среди угощений для гостей обязательно присутствуют лепешки из пшеничной муки.
– Моя бабушка пекла их в тандыре (а еще можно в котле и в горячей золе). На лепешках и узоры были для красоты, и надрезы, чтобы пропекалось тесто, похрустывало. Почти все блюда у нас подаются с лепешками.
Часто каракалпакская еда представляет собой смесь жареного или тушеного мяса с отварным тестом. Вот и Санавар поделилась с нами подобным рецептом.
Для бешбармака замешивается самое простое тесто (вода, мука, яйца, соль по вкусу) и раскатывается тонким слоем. Из теста надо вырезать квадратики или ромбы и бросить их в кипящую воду. Варить 5-7 минут.
Нарезанная мелкими кусочками говядина тушится с луком, морковью, помидорами (можно добавить болгарский перец) около полутора часов.
Потом тесто выкладывается на тарелку ближе к краям, по ее центру – мясо с овощами. К готовому бешбармаку подать горячий бульон, густо посыпанный рубленой зеленью.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий