18.11.2020, 07:54

Кафедра для настоящих инженеров

45 лет назад в Ковровском филиале Владимирского политехнического института (ныне КГТА) одной из первых была организована выпускающая кафедра – гидропривода и гидропневмоавтоматики.
Кафедра для настоящих инженеров
(фото предоставлено О.В. Косоруковой)

То, что именно с неё, по сути, началось полноценное высшее образование в Коврове, неслучайно – специалисты этого профиля как воздух нужны были на промышленных и научно-производственных предприятиях города: Ковровском электромеханическом заводе, КБ «Арматура», СКБ ПА, ВНИИ «Сигнал». С тех пор многое изменилось, однако по-прежнему за инженерами – выпускниками кафедры ГПАиГП – «стоят в очереди» работодатели не только Коврова, но и многих регионов страны.


Немного истории

Первым заведующим кафедрой стал Николай Терехов. Одними из первых преподавателей – Я. Даршт, Е. Халатов, В. Круглов. При помощи базового предприятия – КЭМЗ – были созданы и оснащены лаборатории, залы курсового и дипломного проектирования. Со временем филиал кафедры открыли на КЭМЗ, позднее – во ВНИИ «Сигнал» и КБ «Арматура», где они работают и сейчас. В течение нескольких лет сформировался мощный преподавательский коллектив, в основном – кандидаты и доктора технических наук, многие из них реализовали творческий и научный потенциал и защитили диссертации, работая на кафедре. Среди ярких личностей, творивших историю кафедры, – Э. Вереитинов, Г. Трель, К. Падун, В. Полянин, М. Тимофеев, В. Кузнецов, А. Рыбаков, С. Воронов, Ю. Сергеев, В. Куренков, З. Кокошкина, зав. лабораториями А. Шпагин.
Как раньше, так и теперь большинство преподавателей – сотрудники не только кафедры, но и базовых предприятий. Благодаря этому студенты перенимают богатый опыт практических специалистов, «вживую» изучают технику, с которой позже им придётся иметь дело, а дипломные и курсовые работы делают по реальной тематике заводов, КБ и НИИ. А многие учебные и методические пособия и альбомы чертежей, по которым идёт подготовка студентов, – авторства преподавателей. Книг хватило на целую выставку, которую к 45-летию кафедры организовали в библиотеке КГТА.
В разные годы кафедрой ГПАиГП руководили доктора наук Ю. Микипорис, В. Кутузов, Е. Халатов, кандидат наук В. Артёмов. Сейчас её возглавляет О. Косорукова – кандидат технических наук, заслуженный изобретатель РФ, и на протяжении всех лет единственная женщина в суровом мужском коллективе.
Кафедра для настоящих инженеров


Прочный фундамент

«Раньше наша кафедра выпускала по 100 человек в год, – рассказывает Ольга Владимировна. – Сейчас намного меньше. И ковровские предприятия «сократились», и многие современные молодые люди стремятся получить большую зарплату как можно быстрее и легче. Поэтому выбирают экономику и юриспруденцию, информатику. А у нас учиться нелегко: гидравлика – это чертежи, расчёты, математические модели, «железки», постоянное конструирование и проектирование. Серьёзная техническая специальность.
Но этот труд вознаградится тем, что молодой человек получит хорошее базовое инженерное образование, в котором сочетается математическая и фундаментальная подготовка, владение современными информационными технологиями, техническая компетентность. Так что для тех, кто не склонен надеяться на случай, а предпочитает работать «вдолгую» и вкладываться в своё будущее, учёба на нашей кафедре – отличный фундамент для настоящей, не сиюминутной карьеры. Ведь гидравлика – это строительно-дорожная и автомобильная техника, тяжёлые машины и станочные приводы, ракетные и стартовые комплексы, системы наведения и стабилизации для военной техники. Авиация – это сплошная гидравлика. Если заглянуть под обшивку самолёта, вы там увидите электропроводку и гидравлические магистрали, по которым рабочая жидкость от источников питания несёт свою энергию к исполнительным элементам. Всё судостроение, гидроэлектростанции, генераторы – это всё «наши» виды техники. Широчайший спектр деятельности!».


Далее – везде

Это подтверждают и истории выпускников – а за 45 лет кафедра гидропривода и гидропневмоавтоматики выпустила 2,5 тыс. инженеров, более 200 бакалавров и более 300 магистров. Все желающие находят работу на ковровских предприятиях, кадровики которых присматривают перспективных студентов ещё на последнем курсе бакалавриата. Но многих молодых инженеров манят дальние берега, романтика, ну, и высокий заработок, конечно. И благодаря образованию на кафедре ГПАиГП у них такая возможность есть: многие выпускники работают на специализированных предприятиях в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Перми, Ярославле, Обнинске, на космодромах Байконур, Плесецк и Восточный. Около 80 выпускников разных лет трудятся в Северодвинске, в том числе на ведущей судоремонтной верфи «Звёздочка» – занимаются созданием и эксплуатационно-ремонтным сопровождением подводных лодок. Работают выпускники кафедры ГПАиГП и на знаменитом «Морском старте». (Это международный проект, в котором участвуют 6 стран, в том числе Россия. Запуски космических ракет-носителей с плавучей платформы в открытом океане начались в 1999 году, и ряд систем стартового оборудования разрабатывали специалисты КБ «Арматура»). Заказы на выпускников кафедры приходят к нам со всей страны.


Возможность стать магистром

10 лет назад кафедра ГПАиГП перешла на обучение по двухуровневой системе высшего образования – мировая тенденция. Однако она осталась единственной технической кафедрой КГТА, где есть магистратура. Здесь обучают магистров техники и технологии по двум программам подготовки: «Системы гидро- и пневмоприводов» (руководитель д. т. н., профессор Е. Халатов) и «Гидромашины и гидропневмоагрегаты» (руководитель д. т. н., профессор Я. Даршт). Окончание магистратуры открывает возможность как для практической работы на предприятии, так и для научной деятельности.
Ольга АБРАМОВА

Оставить комментарий