23.11.2020, 08:06

Если друг оказался вдруг…

Настали холода, и одно за другим начали появляться информационные сообщения, что то тут, то там бродячие псы покусали встретившегося им в недобрый час гражданина. Есть и смертельные жертвы: в этом году в некоторых районах Красноярска вводили чрезвычайное положение из-за расплодившихся агрессивных собак. В Коврове до этого не дошло – но это пока: из коллективных садов и дачных посёлков в город в поисках пропитания уже выдвинулись «друзья человека», когда-то им преданные.
Если друг  оказался вдруг…

К сожалению, мстить они станут не бывшим хозяевам, а кому попало. Ковровчане жалуются: на Текстильщике, по «шестёрке» бегают агрессивные «коллективы» из 10-15 крупных дворняг. Хорошо, если между ними не затешется бойцовый или хотя бы хорошо обученный собрат – нападение такой стаи обычно заканчивается трагедией. При этом, согласно федеральному закону «Об ответственном обращении с животными», сейчас единственное основание для усыпления бродячей собаки – «неизлечимая болезнь животного, доставляющая ему непереносимые физические страдания». Бродяжек надо отвозить в приют, стерилизовать, делать прививки, чипировать – и либо возвращать на прежнее месте (что вряд ли намного гуманнее, чем умерщвление), либо находить новых хозяев, либо оставлять в приюте на ПМЖ.


Права есть, обязанностей нет

Полномочия по отлову и содержанию бродячих животных ранее находились у органов местного самоуправления. Теперь же они – у регионального руководства. Оно и выделяет муниципалитетам средства на то, чтобы их администрации на конкурсной основе нашли подрядчика-исполнителя. На эти цели Коврову, например, весной было выделено из регионального бюджета более 1,2 млн руб. (Ковровскому району – 1,3 млн). И если с отловом всё понятно, то с приютами в нашей области дело плохо. Начать с того, что обязанности их строить и содержать нет ни у региональных, ни у местных властей – только право. И пользоваться им ни те, ни другие не спешат.
В горадминистрации на наш вопрос, будут ли в ближайшее время в Коврове строить приюты для животных и куда сейчас отвозят бездомных собак, пресс-служба ответила: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта РФ. Они также вправе передать отдельные государственные полномочия органу местного самоуправления с одновременной передачей финансирования в целях создания приютов для животных. Полномочия по содержанию безнадзорных животных и содержанию приютов на территории Коврова органами государственной власти субъекта РФ администрации города не передавались.
Сейчас на территории Коврова отсутствует земельный участок, сформированный для строительства приюта для животных. Однако в юго-западной части города есть свободный земельный участок площадью 25 496 кв. м с видом разрешенного использования «для объектов инженерно-технического обеспечения предприятий», расположенный на ул. Волго-Донской, за ДСК». Часть этой территории, как сообщает администрация, можно предоставить для строительства приюта, выделив участок и установив необходимый вид разрешённого использования. Предоставить же его заинтересованной организации можно исключительно через торги, в соответствии с Земельным кодексом. Проблема – в отсутствии этой самой заинтересованности: ни одной заявки на организацию приюта для животных в администрацию не поступало. Практика показывает, что некоммерческие организации в силу финансовой ограниченности не участвуют в торгах на предоставление участков.


Пока везут в «Атлант»

Пока управление городского хозяйства заключило муниципальный контракт с владимирским ООО «Атлант» (от 24 июля 2020 г. № 24/20) «по исполнению мероприятий по обращению с безнадзорными животными на территории Коврова». Если в приюте «Атлант» не будет хватать мест для животных из Коврова, городские власти направят обращение в администрацию Владимирской области.
Однако обеспечивать безопасность горожан – по-прежнему в компетенции городских властей. На вопрос, что делать ковровчанам, если они видят явно агрессивную стаю или уже оказались покусанными бродячей собакой, в пресс-службе ответили: в рабочее время можно обращаться в городскую администрацию по телефонам 2-14-12, 3-08-53, в выходной или вечером – в полицию или на единый номер 112. Добавим от себя: а лучше – не просто звонить, а еще и писать заявления.


Начинать сверху

Департамент ветеринарии предложил вариант: область для приютов закупает модульные конструкции, а муниципальные власти выделяют участок. Только построить – полдела, а вот содержать – проблема посерьёзней. Как сообщает сайт ЗС области, в проекте закона о передаче полномочий указано: муниципалитетам необходимо обеспечить отлов «беспризорника», доставку его в приют, содержание и проведение всех необходимых процедур (вакцинация, чипирование, стерилизация), а затем устройство новым хозяевам, возвращение на прежнее место или пожизненное содержание в приюте. На каждый вид работ положена областная субвенция. Но, во-первых, в неё заложено содержание в приюте максимум в течение полугода – дальше животное считается муниципальной собственностью. Во-вторых, расценки на услуги в расчетной формуле сильно занижены. Парадокс: территории не выбирают и тех денег, которые им выделяются, потому что по нынешним расценкам исполнителя найти крайне сложно.
…За каждой бездомной собакой или кошкой стоит когда-то бросивший её человек. Поэтому разумнее было бы решать проблему «сверху» и так, как это сделано в европейских странах. Захотел завести питомца – зарегистрируй его, чипируй и плати налог и страховку. Они как раз идут на содержание приютов. Хотя в некоторых странах бездомных кошек и собак так мало, что «на усыновление» стоит очередь. При таких законах решение завести питомца будет более чем осознанным. А тем, кто решил-таки выгнать зверька на улицу, грозит огромный штраф. Дешевле самому привезти в приют и оплатить содержание, пока идёт поиск нового хозяина. У нас таких законов очень не хватает: не доходит через сердце – дойдёт через кошелёк.
Ольга АБРАМОВА

Оставить комментарий