30.11.2020, 13:54

Не лишиться бы троллейбусов

На заседании комитета по бюджетной и налоговой политике депутаты заслушали отчёт о деятельности управления троллейбусного транспорта. Итоги минувших 9 месяцев оказались нерадостными, а перспективы – и того горше.
Доходы предприятия от перевозки пассажиров и прочих услуг составили 137 млн руб.

Не лишиться бы троллейбусов

По сравнению с прошлым годом это на 23,8% ниже. Из-за пандемии уменьшился пассажиропоток и соответственно снизились доходы по перевозке пассажиров троллейбусами на 25,6% – или на 33 млн руб. Перевозки автобусами упали на 5,5% (или на 1 млн 200 тыс. руб.). Прочие доходы, получаемые от рекламы и от предоставления мест на опорах контактной сети для размещения кабелей сторонних организаций, снизились на 7,2% (на 693 тыс. руб.). Компенсационные выплаты за продажу льготных проездных билетов уменьшились на 7 млн 400 тыс. (на 43,6%). Всего убыток предприятия составил 21 млн 364 тыс. руб.


Ночная оптимизация

Зато уменьшилось количество уволенных, обучившихся профессии водителей. Но текучесть кадров, в том числе водительских, по-прежнему остаётся одной из главных проблем УТТ. Средняя зарплата на предприятии – 26 тыс. руб. Ещё одна серьёзная проблема – кассовый разрыв, или попросту нехватка денег. Директор УТТ Николай Белокуров признался, что сейчас совместно с горадминистрацией обсуждает возможность ограничений или даже отмены вечерних и ночных маршрутов. Так, мониторинг показал, что на 9-м троллейбусе с 21.00 и до окончания движения ездят всего 9 пассажиров, это нерентабельно. Предгорсовета Анатолий Зотов напомнил: несмотря на пандемию, дети и сейчас возвращаются из школ, секций и кружков довольно поздно, и они не должны по часу стоять на остановках на морозе – до 21.00 транспорт должен ходить без перебоев. Н. Белокуров заверил, что так и будет. А вот на беспокойство Светланы Храпковой, как же быть тем 9 ковровчанам, которые регулярно ездят на «девятке» после 21.00, директор УТТ признался, что им, скорее всего, придётся разориться на такси. Если предприятие выйдет из кризиса, то вернётся к прежнему графику, а пока – вынужденная оптимизация.


Избавиться от кондукторов

На заседании вновь всплыл вопрос: не пора ли отказаться от кондукторов и перейти полностью на безналичную оплату проезда? Ведь в общем фонде заработной платы 14% приходится на них. Оказывается, такая цель есть, и первый шаг уже сделан: у кондукторов появились терминалы. Вторым шагом будет введение онлайн-касс: есть две компании, которые хотят зайти на ковровский рынок – Сбербанк и «Владикард» (Владимирский филиал нижегородской компании). Руководство УТТ изучает их предложения. Однако сразу перейти на новый режим не удастся: хоть законодательство и говорит, что надо переходить на безналичный расчёт, оно же защищает права жителей оплачивать услуги любым удобным способом, в том числе наличными. Кроме того, УТТ воспользовалось «пандемийными» мерами поддержки и взяло кредит на 24,5 млн руб., поэтому до апреля численность штата должна сохраниться. А вот потом грядёт оптимизация.
Коснулись и аутсорсинга кондукторов: если пользоваться услугами сторонней фирмы по их найму, то предприятие экономит несколько миллионов рублей. Но проблема не только в деньгах, но и в людях: ковровчане не идут «в кондукторы», и не получается набрать в штат необходимые 97 человек.


Нужны 9 миллионов

От пандемии сильно пострадали все перевозчики, и государство это признало. Однако существенные льготы получил только малый и средний бизнес. А УТТ вынуждено выполнять все обязательства. Право на отсрочку на полгода – не спасёт. Была возможность получить рассрочку на три года по уплате налогов и страховых взносов за 2-й квартал – 6,5 млн руб. Нашли поручителя. Но налоговый орган его «забраковал»: мол, поручитель должен иметь оборот 2 млрд руб. А где такого взять? Поэтому сейчас вместе с администрацией рассматривается вариант рассрочки под залог земельного участка. Плюс ищут возможности дополнительного финансирования: в городской казне есть вексель на 2 млн руб., и его, возможно, передадут УТТ на увеличение уставного капитала или поддержание операционной деятельности.
Тем временем пассажиропоток падает: студентов, учащихся колледжей и школьников продолжают переводить на «дистанционку», продолжается самоизоляция для людей 65+. Кассовый разрыв достиг 15 млн руб.; чтобы выйти из кризиса, нужно найти хотя бы 9 млн. Н. Белокуров предупредил, что если этого не сделать, то есть реальная опасность, что троллейбусы встанут. В УТТ уже пришло уведомление, что если к 30 ноября оно не выплатит полмиллиона рублей, предприятие отключат от электроснабжения. А если это произойдёт, средств на возобновление работы потребуется гораздо больше.
Директор не стал лукавить и сказал, что из «пике» УТТ не выйдет ни за квартал, ни за полугодие. Самое обидное, что аналогичные предприятия в такой же ситуации получили субсидии и дотации для компенсации выпадающей части доходов – и во Владимире, и в Рыбинске. Коврову же – ничего.
У УТТ – большая дебиторская задолженность. Большая часть её образовалась ещё при мэре Табацковой и уже просрочена. Текущая же – около 3 млн: за использование опор и за рекламу. И эти средства зависли из-за общей нестабильной ситуации. Вроде и суммы небольшие, по 20-30 тыс. руб., но они накапливаются. УТТ пытается решить этот вопрос во внесудебном порядке, чтобы не затягивать сроки. До конца года станет понятно, кто сможет расплатиться, а кто нет.
При обсуждении депутат Сергей Гуржов выразил надежду, что наши промышленные предприятия не допустят остановки общественного транспорта, которым их сотрудники добираются на работу. Однако это высказывание осталось без комментариев.
Ольга АБРАМОВА

Оставить комментарий