14.12.2020, 08:20

Потомки древнего рода

Ковров – один из трех муниципалитетов Владимирской области, где широко представлен национальный состав. В нашем городе 12 диаспор, которые объединяют киргизов, таджиков, дагестанцев, каракалпаков и др. Мы продолжаем знакомить читателей с их жизнью и бытом, традициями и культурой. Сегодня наш рассказ об армянской семье Агаджанян.
Потомки древнего рода
(Фото предоставлены семьей Агаджанян)

В скитаниях по свету

Род главы семейства Ваана Агаджаняна насчитывает много поколений, не случайно современному его представителю дали древнее имя. Его значение – щит, вездесущий.
И действительно, армяне на протяжении многих веков старались защитить свою родину от захватчиков. Когда-то предки Ваана жили на землях древней Армении, от которых с течением времени «отщипывались» значительные куски персами, турками-сельджуками, иранцами и т.д. Так предки Ваана волею судьбы оказались в городе Марага, на территории Ирана, но через некоторое время вынуждены были бежать оттуда из-за геноцида и этнических чисток. В 1828 году беженцы перебрались в Нагорный Карабах, где вместе основали селение и дали ему название Марага. До начала очередных кровавых событий в 1992 году оставалось немногим больше века. За это время село расширилось, разбогатело. Там работало несколько предприятий, было развито виноградарство и земледелие.
Ярки воспоминания Ваана о родном селении, хотя он вместе с родителями покинул его в шестилетнем возрасте.
– Украинское слово «майдан» приобрело сейчас негативный оттенок. У армян же есть похожее – «мейдан», и его значение вполне положительное. В Мараге это было место встречи жителей, где обсуждали насущные вопросы, – большой «пятачок», на котором росли два огромных тысячелетних дуба. До того как село 10 апреля 1992 года практически сровняли с землей, здесь же стояли магазин, клуб, библиотека.
О военном конфликте и нападении на мирных жителей Мараги Ваан рассказывать в подробностях не стал, поскольку не сторонник разжигания межнациональной розни. Хотя прекрасно помнит, как в одно ужасное утро им пришлось проснуться от обстрелов и как неделю его семья и близкие родственники скрывались от бомбежек в подвале, а потом спешно, в один день, покидали свои дома. Его родители тоже не любят вспоминать былые несчастья. Главное – семья цела, считают армяне из рода Агаджанян. А остальное – дело наживное. Уцелевшие жители из карабахской Мараги разъехались по всему миру, но больше всего тех беженцев проживает сейчас в России. Ваан из их числа.
– Наш род существует вопреки всему, но не у себя дома. Печальная история.
Конечно, есть желание отвезти жену Светлану, детей Давида и Софию в те места, где жили деды и прадеды. В родной Арцах! Дочка и сын пока еще не были на родине. Мы это исправим.
Потомки древнего рода

Семейная реликвия

Сейчас с Арменией род Агаджанянов связывают полузабытые традиции и единственная вещь, можно сказать, артефакт. Это женский головной убор, украшенный серебряными монетами. Вероятнее всего, его стоимость очень велика, но семья никогда не бралась оценивать свою реликвию.
В древности после замужества армянские женщины надевали на голову особую «башенку» высотой от 8 до 18 см из нескольких слоев проклеенной мукой бумажной ткани. Под неё на лоб повязывали ленточку с серебряными или золотыми монетами. По обеим сторонам лица свисали серебряные шарики. Нос и рот туго повязывали легким платком. Заключительный аккорд – цветной платок, который укреплялся перекинутой через голову широкой серебряной или золотой цепью.
– Головной убор-приданое всегда передавался первой дочери, и таким образом он сейчас у моей двоюродной сестры. А вообще, все в армянской семье решает ее старший член. Как он скажет, так и будет.
Потомки древнего рода

Всегда есть место празднику

Армянский народ славится своим гостеприимством. По традиции, особенно сохранившейся в селениях, позвать в гости, напоить, накормить и спать уложить могут даже незнакомого человека. Понятно, в небольшой городской квартире поселить гостей сложнее, тем не менее, земляков всегда примут с распростертыми объятиями.
Добродушие армянского народа видно даже в манере общения между близкими друзьями. Мужчины не считают зазорным при встрече обнять друг друга и даже поцеловать. Это знак уважения и проявления теплых дружеских чувств.
– В Коврове больше пятидесяти армянских семей. Это из тех, о ком я знаю, с кем дружу и с кем веду переписку в чате. Да, у нас есть свой общий чат. Мы вместе отмечаем новогодние праздники, Пасху, играем свадьбы. Народные армянские праздники Терендез (наш весенний День влюбленных с прыжками через костер) и Вардавар (водополивание) широко не справляем. Но отголоски былого остались. В августе наши детишки очень даже не против облить друг друга водой. Считается, что она смывает все прегрешения и злых духов изгоняет.
Ну а в Армении обливать можно всех, независимо от пола, возраста, социального статуса и семейного положения. Говорят, нередко ведра воды выливаются даже на проезжающие автомобили. Обижаться ни в коем случае нельзя, ведь, по преданию, вода в этот день наделяется магическими свойствами.
По одному из преданий, богиня любви и красоты Астхик разливала по земле воду и осыпала ее розами, даря людям любовь. Однажды богиню похитил бог смерти, но бог огня Ваагн спас свою возлюбленную. В память об этом каждый год у армян вошло в традицию дарить друг другу розы и обливаться водой.
А какой же праздник без застолья? Армянская кухня является одной из старейших в Европе и древнейшей в Закавказье. Традиции приготовления многих блюд остаются неизменными столетиями.
Семья Агаджанян предлагает рецепт сладости под названием барурик. Для нее надо подготовить 1 стакан муки, 0,5 стакана молотых грецких орехов, 120 г сливочного масла, 0,5 стакана сахара, 1 яйцо и щепотку корицы. Из муки, яйца и половины размягченного сливочного масла замесить тесто. Если чересчур крутое, добавить 1-2 столовые ложки воды. Скатать тесто в шар, накрыть и отставить на 15-20 мин. Смешать орехи с сахаром и корицей. Тесто раскатать в тонкий пласт, смазать оставшимся маслом, равномерно посыпать ореховой смесью, потом скатать его в рулет, свернуть улиткой и переложить на смазанный маслом и застеленный пергаментом противень. Выпекать 15-20 минут при температуре 240 градусов. Перед подачей на стол можно посыпать сахарной пудрой.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий