28.07.2015, 11:16

Оружие Победы: крупный калибр

Владимир Федоров создал на Ковровском пулеметном заводе конструкторское бюро, осуществляющее работы по всем направлениям автоматического стрелкового оружия в соответствии с требованием времени. В начале 20-х годов прошлого столетия время потребовало заняться пулеметами крупного калибра.
За рубежом эти работы начались на исходе Первой мировой войны. Появилась необходимость в оружии против подвижных воздушных целей и наземных средств, защищенных броней. К примеру, против первых танков, с которыми в 1916 году столкнулись немцы на англо-французских позициях. Именно немцы первыми взялись за работы по созданию такого оружия. Предпочтение было отдано пулеметам. Но обычный калибр 7,62 мм оказался слабым против брони, патрон должен был быть более мощным.

Оружие Победы: крупный калибр
Задача не для тульских «левшей»
Часто историю российских крупнокалиберных пулеметов начинают с фрагмента воспоминаний В. Дегтярева о больших маневрах Красной армии в 1929 году. В нем Василий Алексеевич упоминает о том, как при разборе результатов маневров нарком обороны Ворошилов поставил перед ним задачу создания такого пулемета. На самом деле эта задача была поставлена перед отечественными конструкторами еще в 1925 году. Первоначально взяться за ее реализацию было поручено тульским оружейникам. Однако на испытаниях опытных образцов были выявлены проблемы с надежностью. В Коврове же в то время успешно шли работы по созданию пулеметов обычного калибра. В 1927 году был создан пехотный пулемет калибра 7,62 мм ДП, через год – авиационный пулемет ДА, а еще через год – танковый пулемет ДТ. Настал черед ковровским оружейникам решать задачу по разработке крупнокалиберного пулемета.
Несмотря на то что Дегтярев и его конструкторское бюро выполняли и без того широкий фронт ответственных работ (занимались автоматической винтовкой, шли работы над пистолетом-пулеметом), коллектив берется за новую задачу. Работы ведутся под патрон калибра 12,7 мм. Если патрон 7,62 мм в дюймовой системе мер является трехлинейным, то калибр 12,7 мм – это уже пятилинейный патрон. Появился этот патрон на рубеже 30-х годов. Эксперименты над ним проводились во всех странах. Были разные варианты калибров в пределах 12-13,5 мм. Калибр 12,7 мм независимо друг от друга выбрали Советский Союз и США (пулемет Кольта-Браунинга). Серьезной проблемой стал выбор системы питания пулемета. Георгий Шпагин предлагает систему ленточного питания, но лента, матерчатая с металлическими захватами для патронов, оказалась далекой от идеала.
Дегтярев реализовал довольно сложную систему дискового питания в пулемете ДК, и малые серии этого крупнокалиберного пулемета были выпущены для войсковых испытаний уже в начале 30-х годов. Если у пехотного пулемета ДП темп стрельбы – 600 выстрелов в минуту, то у пулемета ДК – всего лишь 350-360 выстрелов, что для борьбы со средствами авиации и подвижной бронированной техникой было недостаточно.
Дегтярев совместно со Шпагиным продолжает работу над пулеметом крупного калибра, и работы эти затягиваются до второй половины 30-х годов. Конструкторам удается решить проблему питания пулемета – используется металлическая лента. Шпагин создает оригинальную конструкцию приемника для ленты. Темп стрельбы доводится до 600 выстрелов в минуту. Новый образец успешно проходит испытания, и 26 февраля 1939 года 12,7-миллиметровый пулемет ДШК (Дегтярева, Шпагина крупнокалиберный) принимается на вооружение Красной армии. Впервые, еще до создания ППШ, фамилия Шпагина указывается в названии оружия.
Лучший изобретатель с трудной судьбой
ДШК – это повод вспомнить еще одного ковровского конструктора, Ивана Николаевича Колесникова. Были ветераны, кто аббревиатуру ДШК расшифровывал именно как «Дегтярев, Шпагин, Колесников». В пехоте, наземных войсках ДШК применялся на универсальном колесно-треножном станке конструкции Колесникова. Данный станок позволял пулемету вести огонь по наземным целям, а также использоваться как зенитное оружие, для стрельбы по средствам авиации.
И. Колесников был родом из Ораниенбаума (ныне Ломоносов – город, получивший статус города воинской славы в один день с Ковровом). Там учился азам слесарного оружейного дела в мастерской испытательного полигона. В первые годы 20 века он работал помощником оружейного мастера, затем оружейным мастером, пробовал себя в качестве конструктора, участвовал в работах В. Федорова. В 1925 году Ивана Николаевича переводят в Ковров, в проектно-конструкторское бюро Федорова.
Уже тогда Колесников был известным конструктором. Об этом свидетельствует хотя бы следующий факт. В том же 1925 году нарком по военным и морским делам Фрунзе в докладе на съезде Советов назвал фамилии четырех конструкторов-оружейников, которые делают многое для усиления Красной армии: Токарев, Федоров, Колесников, Дегтярев. Тогда еще не было ни государственной Сталинской премии, ни звания Героя Социалистического Труда. Работа Колесникова была оценена присвоением ему звания «Лучший изобретатель». Тем не менее судьба Ивана Николаевича сложилась непросто. В тяжелое время для страны, период репрессий, поднимали факты биографии, порой незначительные, которые брали «на карандаш». Одним из таких «пятен» для Колесникова стал тот факт, что одна из его сестер оказалась жительницей Польши. До революции она вышла замуж за поляка, гражданина России. Его «малая родина» входила в то время в состав Российской империи. Семья переехала в Польшу, которая стала независимым государством. И хоть Колесников писал в анкете, что не знает о месте проживания сестры и связей с ней не поддерживает (наверняка эта информация проверялась), такое родство стало компроматом. Конструктору пытались мешать работать: увольняли без видимых причин (потом восстанавливали), переводили на другую работу. В общем, нервы потрепали изрядно. Умер И. Колесников в 1941 году.
От ДШК до КОРДа
Производство ДШК началось в 1939 году на ковровском заводе. К началу войны в войска поступили сотни пулеметов. Если к концу 1941 года в действующей армии было чуть более 700 пулеметов, то к 44-му году счет перевалил за 8 тысяч. Производство было также развернуто на заводах-дублерах в Саратове и Куйбышеве.
ДШК хорошо зарекомендовал себя в годы войны. Он стал незаменим в уличных боях, оказался эффективен на легкой бронетехнике, ставился на башнях тяжелых танков как средство ПВО, использовался на бронепоездах, на кораблях и бронекатерах ВМФ. Особенно пулемет был эффективен как зенитка на высотах до 1500 метров. По бомбардировщикам, снижающимся для прицельного бомбометания, устраивался заградительный огонь. Если при этом самолет и не сбивали, то он поднимался на высоту, с которой прицельное бомбометание становилось невозможным.
Говорить о ДШК в прошедшем времени несправедливо. В конце войны пулемет был модернизирован. Работы эти проводились на куйбышевском заводе. Правда, когда Д. Устинов издал приказ о премировании участников модернизации, среди этих имен больше половины оказалось тех, кто в разные годы работал в Коврове. Модернизированный ДШК остается на вооружении в ряде армий и в начале 21-го века.
Был в нашей истории непростой в оценке период, связанный с пулеметом ДШК.
Во время «великой» дружбы Китаю были переданы технологии, построены заводы по производству этого пулемета. Китайский ДШК получил название Тип 54.Именно этот пулемет китайского и пакистанского производства использовался моджахедами в боевых действиях против наших ребят, исполнявших интернациональный долг в республике Афганистан.
Ну, а в Коврове работы по теме крупнокалиберного пулемета продолжались и на рубеже веков. В девяностых был создан пулемет «КОРД» (Ковровские оружейники-дегтяревцы), который, как и его знаменитый предшественник, может использоваться и для борьбы с наземными целями, и как зенитное средство ведения огня. Но это уже другая тема – не об оружии Победы, а о работе наследников поколения победителей.
Евгений ПРОСКУРОВ

Редакция благодарит руководителя Технического центра ОАО «ЗиД» Владимира Никулина за помощь в подготовке статьи.

Оставить комментарий