19.01.2021, 13:47

От звезды и до воды

Вот и наступил один из самых главных и древних православных праздников – Крещение Господне. Прошли Святые вечера – время людского веселья и Страшные вечера, когда нечистая сила гуляет по белому свету.
От звезды и до воды

Сегодня мы ничтожно мало знаем о широких традициях праздника, народных приметах, гаданиях. В основном все сводится к застолью, к святой воде, которую набирают в церкви или просто из-под крана, да к купанию в проруби. А ведь на Ковровской земле наши деды и прадеды с большим размахом проводили эти двенадцать святочных дней, «от звезды и до воды». Попытаемся восстановить фрагменты прошлого.

Каждый день – особенный

Раньше в народе говорили, что на радостях от рождения сына Господь открыл все двери своего мира: и райские врата, и адовы, и всякие другие. На землю «высыпало» много разной разности. Мир ликовал, бурлил и веселился – были пиры, игрища и различные забавы. Народ, как и полагается, во всем этом праздновании сыграл не последнюю роль. Люди так разошлись в гуляньях, что напрочь забыли о времени. Целых две недели (с Рождества до Крещения) длится веселье, и что ни день – то дата, что ни час – то новая забава. Здесь каждый день особый, со своим предназначением.
Когда-то в каждый из дней Святок примечали погоду на весь год. По первому дню Святок определялась погода и состояние дел на январь, по второму – на февраль, по третьему – на март и т.д., Рождественский Сочельник в народе называли колядой, или кутьей, и говорили: «Коли в кутью небо звездисто – богатый приплод скота и много ягод. Коли в кутью тропинки черны – урожай на гречиху. Если в сочельник много звезд – будет много грибов».
В дореволюционном Коврове во время святочных застолий «вином поливались, пивом и брагою плескались». Малышня по дворам бегала, распевая колядки и подставляя большой мешок под хозяйские окна. Мол, подайте – не ломайте, несите – не трясите. «Вон на полке пироги да свиная ножка – все ко мне в лукошко. А не дашь пирога – мы корову за рога».
Да что там малышня! Взрослые считали само собой разумеющимся постучаться к совершенно незнакомым людям. Старожилы поселка Металлист вспоминают, что даже во второй половине ХХ века здешние парни любили нарядиться в звериные шкуры, надеть рогатые маски и пройтись по домам. Если колядовщикам не угодить, они начинали безобразничать, шуметь, и тогда жителям ковровских коммуналок ничего не оставалось делать, как, подыгрывая им, выгонять кольями (колья подставлялись под веревки при просушке белья). Чаще ряженые приходили на Маланью (канун Старого Нового года – 13 января). В народе этот день называли щедрым, люди искренне радовались «Маланьиным сборам». О щедрых хозяйках говорили: «Наварила как на Маланьину свадьбу».
14 января в Ковровском уезде праздновали день святого Василия Великого, покровителя свиноводства. Говорили: «Свинку да боровка оставь для Васильева вечерка». Само собой, на стол подавали свинину в разных видах. А еще Василий считался покровителем садов от червя и от всякой напасти. Поэтому садоводы, придерживающиеся обычаев старины, утром 14 января встряхивали плодовые деревья, приговаривая: «Как отряхиваю я бел-пушист снег-иней, так отряхнет червя-гада всякого по весне и Святой Василий».
Между прочим, знаменитый конструктор-оружейник советской эпохи Василий Алексеевич Дегтярев был набожным человеком, чтил Василия Великого и поэтому 14 января отмечал свои именины.


В снег – с головой

На Крещение – последняя ночь святочных гаданий. Очень красивым, поэтичным было гадание на воде. По воду шли двое – парень и девушка. Всю дорогу молчали, чтобы не спугнуть волшебство. Воду наливали в миску, ставили на стол, закрывали полотенцем (полотенце считалось дорогой в мир иной). В миску все присутствующие клали колечки, серьги или другие вещицы и загадывали желания на будущее.
А добры молодцы, которым больше хотелось разгуляться и похулиганить, по-своему подшучивали над девушками, зазевавшимися на улице. Среди жителей Алексинской волости Ковровского уезда сохранились воспоминания об этом. Парни долго подкарауливали какую-нибудь девушку, с хохотом и улюлюканьем догоняли ее и переворачивали вниз головой, прямо в сугроб. Сверху снежком «солили», чтобы «не испортилась». И кары за хулиганство не несли. В святочные дни имели право.
Но всякое веселье подходит к концу. Чтобы очиститься от грехов и всякой скверны, люди исстари умываются крещенским снегом, пьют крещенскую воду, ныряют в крещенские проруби. Социологи отмечают, что Крещение традиционно отмечают порядка 40% современных россиян. Однако сегодня почти забыт тот факт, что в любом случае святая вода помогает лишь искренне верующему человеку. Некоторые служители церкви, в свою очередь, не устают напоминать: традиция окунаться в прорубь имеет чисто светский характер. Дескать, некогда на Руси в крещенскую прорубь погружались скоморохи. Вместо этого надо бы вспомнить о своих обетах и посетить службу в храме, где совершается чин великого освящения воды.
Тем не менее, ковровчане во все времена вырубали проруби, крестообразные или как получится, чтобы окунуться в ледяную иордань. Так, в поселке им. Киркижа (напротив проходных Механического завода) раньше был пруд с постоянной прорубью для полоскания белья. Мужики год за годом в ночь с 18 на 19 января купались в ней, предварительно укрепляя лед слегами. Не прекращали этого дела даже в 20-30-е годы прошлого века, когда антирелигиозная пропаганда была особенно сильна. Понятно, никаких батюшек, МЧСников или медиков рядом с водоемом не наблюдалось.
На Клязьме, близ деревянного моста и спасательной станции, стояла плотомойка – плот для полоскания белья с домиком посередине. Именно в стенах этого домика народ окунался на Крещение.
Верующие не ограничивались водоемами Коврова. «Модным» местом купания считалась Акиншинская Святая купель неподалеку от Мстеры. Есть немало удивительных историй о выздоровлении в водах источника паломников и воинов. Говорят, в советское время его засыпали, храм над ним закрыли, но сейчас все возрождено.
Интересно, кто-нибудь из вас, уважаемые читатели, выходил в ночь на 19 января помолиться открытому небу? По поверью, тогда сбывается любая просьба. Ну а если человек крещен 19-го, быть ему счастливым всегда. Если же о свадьбе договор случился, в мире и согласии пройдет жизнь новобрачной четы.
О. АРТЕМЬЕВА


Редакция благодарит сотрудника Ковровского историко-мемориального музея Н.Б. Павлову за помощь в подготовке материала.

Оставить комментарий