10.02.2021, 12:59

Будет ли крыша у «бродяжек»?

На днях Законодательное собрание приняло решение, которого муниципалитеты от областных властей ждали последние несколько лет – вернуло на региональный уровень полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных. В 2015 году их было отдали муниципалитетам, но те кое-как справлялись только с отловом и усыплением несчастных бродяжек. Когда же вступил в силу федеральный закон о гуманном обращении с животными, города и районы не справились: банально не хватало денег.
Будет ли крыша  у «бродяжек»?

Не строили, не строили – ну и не построили

За эти годы ни одного муниципального собачьего приюта во Владимирской области так и не появилось. В самом областном центре и в «ближайшем Подвладимирье» работают несколько приютов с официальным статусом, но частных. Два самых крупных и успешных – при ветклиниках, чьи владельцы решили часть прибыли пускать на благое дело. Но и там не всё гладко: клетки переполнены, время от времени в СМИ появляются публикации, что в том или ином приюте нечем кормить животных, а условия содержания, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Поэтому, пожалуй, ни один зооприют не обходится без помощи волонтёров: они создают группы в соцсетях, где собирают средства на корм и лекарства, ищут тех, кто может построить вольеры или хотя бы подарить материалы, а также пристраивают бездомных собак и кошек – как детёнышей, так и взрослых.
А это, как показывает практика, дело сложное. Бывает, что тех, кого забирают, особенно в городские квартиры, возвращают через некоторое время назад. Ведь новые владельцы уверены, что настрадавшееся животное будет послушным и «плюшевым». Но часто оказывается, что у «страдальца» очень непростой характер, на который наложилось отсутствие воспитания. И когда он начинает разносить квартиру или проявлять агрессию к другим питомцам или к детям, далеко не каждый хозяин оказывается способен такое терпеть. Об этой проблеме говорить не любят, но зоопсихологи о ней прекрасно знают. Более того, некоторые кинологи советуют с осторожностью брать взрослых крупных породистых собак, особенно в семью с детьми. Чтобы избавиться от дорогого породистого животного, нужны очень веские причины, о которых прежние владельцы могут не сказать, сославшись на переезд или другие объективные факторы. А в реале собака может быть просто неуправляемой или чрезмерно агрессивной из-за неправильного воспитания или врождённых дефектов.


Подвижники – за приют

С 2015 года, получив полномочия по безнадзорным животным, муниципальные чиновники должны были наладить их гуманный отлов, немедленную передачу в приюты, вакцинацию, стерилизацию, «оснащение» биркой и… возврат на прежнее место жительства. То есть на улицы города. На эти цели из областного бюджета местным выделялась субвенция, в которую, однако, не входили средства на пожизненное содержание животных в приюте, контроль за перемещением и численностью, утилизацию трупов и выплату компенсаций покусанным гражданам. И уж тем более – на постройку и содержание приютов.
Так как даже частного официального приюта в Коврове нет, наших бродяжек по договору возят во владимирский «Атлант», работающий по программе ОСВВ («Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат»). Одно из условий возврата – неагрессивность животного. Тем не менее, жители городских окраин порой страдают от собачьих стай, особенно зимой и ранней весной.
Проблема была бы ещё серьёзнее, если б не волонтёры-подвижники, которые организовали небольшие частные передержки, и неравнодушные граждане, приходящие им на помощь. Официального статуса у этих приютов нет, по сути это деревянные вольеры на приусадебных территориях частных домов. Однако они решают многие задачи, за которые не берутся городские власти. «Конечно, городу нужен приют. У нас, как у людей, которым жалко животных, не хватает рук и места, – говорит волонтёр одной из передержек. – Сейчас у нас 30 собак на нас двоих, и это предел, что мы можем взять. Пристраиваются дворняги плохо, сейчас, честно говоря, почти никак, а щенки рождаются и рождаются. Отдаём мы животных обработанных, привитых, по возможности стерилизованных. Потихоньку справляемся, не жалуемся. У нас в Коврове вообще не развита работа с бездомными животными. Думаю, муниципальный приют наш город не построит, это невыгодно».


Теории и практики

Город, конечно, не построит (раз за пять лет не сподобился). Вопрос – построит ли область? Депутаты ЗС, возвращая полномочия на региональный уровень, рассчитывали, что в регионе всё же появится 2-3 государственных приюта. Ибо, по словам председателя Владимира Киселёва, строить их в каждом муниципальном образовании и нецелесообразно, и невозможно. Во-первых, постройка и содержание – дело недешёвое. А во-вторых, надо ещё найти территорию – вдали от жилья, с охранной зоной и т.д. Кстати, в Коврове подходящий участок есть, его даже предлагали приобрести желающим под организацию приюта, но столь отчаянных «бизнесменов» не нашлось, на торги никто не вышел. Бесплатно предоставить землю частнику нельзя, но, вероятно, возможно её выделить для нужд региона.
Ещё одна проблема, которую должна решить передача полномочий, по мнению В. Киселёва, – отсутствие в штате местных администраций специалистов, способных организовать работу приюта по всем правилам и нормам. Дескать, делать это должны профессионалы, которые есть в департаменте ветеринарии. Однако, если один из областных приютов всё же появится в Коврове, хотелось бы, чтобы при его организации были востребованы и знания наших волонтёров. У них, пожалуй, практического опыта куда больше, чем у теоретиков из департамента, которые пока не построили ни одного приюта. Стоит также отметить, что строительство и содержание государственных приютов продолжает оставаться лишь правом региона (как ранее муниципалитетов), а не обязанностью. А значит, всё может остаться по-прежнему: бездомных собак продолжат распихивать по частным приютам.
Ольга АБРАМОВА

Оставить комментарий