Примерно так сказали сотрудники единого расчётного центра ковровчанке, пришедшей требовать перерасчёта неправильно начисленной платы за воду. Это возмутило пенсионерку даже больше, чем попытки «нагреть» её на тысячу с лишним рублей, и она рассказала свою историю «Ковровским вестям» – чтобы те, кто попал в такую же ситуацию, не постеснялись тоже прийти в ЕРИЦ за перерасчётом, а может, и жалобу написать.
«28 августа у меня истёк срок поверки счётчика холодной воды, – рассказывает Татьяна Павловна. – Я знала, что из-за пандемии и действующего режима самоизоляции вызвать мастера и заказать поверку нельзя. Также я знала, что есть постановление правительства РФ, по которому в таких ситуациях, как у меня, плату должны начислять по-прежнему по показаниям счётчика, хоть и «просроченного». Однако в течение 4-х месяцев (в том числе за август, хоть почти до его конца счётчик был действителен) мне делали начисления по среднему показателю за год. Меня это устраивало, расхождение было небольшое, и я платила вовремя. И вдруг за декабрь мне пришла платёжка с начислением по нормативу – да ещё с повышающим коэффициентом! Так как я живу одна, но двое моих детей прописаны у меня, сумма переплаты получилась значительная – 1114 рублей. Для меня, пенсионерки, это много. Поэтому я высчитала «лишнее», вычла из общей суммы и оплатила квитанцию без этой переплаты. А уж потом пошла разбираться в ЕРИЦ».
Долг – на всех, перерасчёт – «точечно»
«Там меня ждал шок, – продолжает пенсионерка. – Во-первых, в коридорах я столкнулась с несколькими пенсионерками, у которых была такая же проблема – «что-то нам большие платёжки пришли». Во-вторых, сотрудницы центра мне очень долго доказывали, что всё мне начислили правильно. Только после того, как я с цифрами в руках объяснила каждый момент, они со мной были вынуждены согласиться. В-третьих, на мой вопрос, почему они мне как злостной неплательщице насчитали по нормативу, да ещё с повышающим коэффициентом – ведь Путин говорил, что никаких санкций до конца года применять нельзя, – мне заявили: а нам Путин не указ!
В результате мне пообещали сделать перерасчёт. Вот только «засада»: 1114 рублей, излишне мне начисленных за декабрь и мною соответственно не заплаченных, «раскидали» по всем графам. В итоге я оказалась должна и за отопление, и за вывоз мусора и т.д. А вот перерасчёт мне сделают исключительно по воде. То есть я, чтобы не оставаться в должниках, должна всё же оплатить квитанцию целиком, а перерасчёт мне будет идти в течение 5-6 месяцев – раньше я столько воды не израсходую. Хорошо ещё, что я субсидию не оформляла, а то проблем было бы ещё больше.
Я знаю, что все отсрочки и «льготы», связанные с коронавирусом, действуют только до конца 2020 года, поэтому 26 декабря вызвала специалиста, который поверил счётчик и выдал свидетельство. Но мне хотелось бы выяснить, почему в ЕРИЦ так поступили – во время пандемии не принимали показания неповеренного счётчика вопреки распоряжению правительства? Заблуждение ли это или целенаправленное действие? Сейчас оформляю заявление в прокуратуру и в ГЖИ – пусть они дадут оценку действиям сотрудников расчётного центра».
Ошибка или «ловкость рук»?
Чтобы подтвердить справедливость претензий нашей читательницы, мы обратились к данным информационно-правового портала «Гарант». Он определяет чётко: согласно постановлению правительства № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» «просроченный» счётчик считается вышедшим из строя и его показания не принимаются. Первые три месяца плата начисляется по средним показателям, а затем – по полтора норматива.
Вот только согласно опять-таки постановлению правительства № 424, с 6 апреля по 31 декабря 2020 года в России действовал мораторий на поверку бытовых счётчиков, находящихся в квартире жильца. Связано это было с пандемией и режимом самоизоляции – специалисты не могли посещать квартиры. В этот период расчётные центры и ресурсоснабжающие организации должны были принимать показания счётчиков с истекшим межпроверочным интервалом и на их основании делать начисления. (Мораторий касался только тех приборов учёта, срок поверки которых истёк позже 6 апреля). Так что расчёты «по среднему» в период пандемии – это нарушение. Как и расчёт по нормативам, да ещё с «санкцией» в виде повышающего коэффициента.
Помнится, когда все платежи по максимуму «подтягивали» в ЕРИЦ, власти всех уровней убеждали, что это делается для блага жителей: и платёжка одна, а не пять, и адрес, где можно всё разъяснить, единый, и ресурсники «мухлевать» не смогут – все расчёты будут тщательно проверяться. Вот только многие горожане тогда были против «прокладки» с непонятными функциями: беспокоились, что путаницы станет больше, а сотрудники расчётного центра толком не смогут ничего разъяснить. А теперь возникает и другое опасение – случайна ли ошибка? Ну а ковровчане, оказавшиеся в такой же ситуации, что и наша читательница, тоже могут изучить свои платёжки и потребовать перерасчёта. А мы в свою очередь опубликуем ответы из ГЖИ и прокуратуры.
Ольга АБРАМОВА