04.03.2021, 08:18

Ковровчане на съемках «Марии»

Партизаном в военной кинодраме «Мария» недавно стал ковровчанин Николай Тубаев. Для нашего земляка это третья по счету картина с его участием. Когда под Ковровом шли съемки фильма «И была война», он сыграл немца в одном из эпизодов. Позже получил сразу три эпизодических роли в сериале «Обитель». И вот теперь «Мария».

Ковровчане на съемках «Марии»

Тернистый съемочный путь

Великая Отечественная война. 1941 год. Враг на подступах к Москве. К спасению столицы в частности и страны в целом прилагаются все силы, даже мистического плана. Сталин поручает отыскать чудотворную икону Божией Матери, чтобы с ней совершить облет вокруг города. Главная героиня-младший лейтенант НКВД с группой прикрытия отправляется в путь, который долог, непредсказуем и полон опасностей. Если вкратце, таков сюжет новой кинокартины режиссера Веры Сторожевой.
Первая часть съемок велась на московских улицах. Говорят, на три дня в центре ради этого даже перекрыли несколько улиц. А еще говорят, что на холоде ломались немецкие мотоциклы, а собаки отказывались работать на площадке.
Далее съемочная группа переехала в Ростов Великий. Именно там (по режиссерскому замыслу город называется Торхов) героиня (актриса Мария Луговая) попадает в храм и встречается со священником, роль которого исполняет Артур Смольянинов.


Реконструкторы нарасхват

Нашему же Николаю Тубаеву, а также его сыну Максиму и другу Артему Новожилову предстояли уличные съемки в пяти-шести километрах от Ростова Великого. Сюда, в построенную заранее партизанскую деревню, приглашались участники клубов исторической реконструкции.
– В эпизодах военных фильмов сегодня снимаются не только люди из толпы, так называемая массовка. Немало здесь и реконструкторов. Очень удобно: у нас обмундирование свое, оружие свое. Единственная предварительная работа с нами – подстричь соответственно времени и грим наложить, – рассказывает Николай Тубаев. – Взяли мы с собой все необходимое, теплые вещи и поехали в Ростов...
Николай увлечен не только кино, у него много хобби: участие в клубе исторической реконструкции «Наследники Победы», коллекционирование мотоциклов, путешествия. В прошлом году он проехал по Карелии, осматривая места, где проходила Северная война. Посещал финские доты, укрепрайоны, известный музей «Гора Филина».
Ковровчане на съемках «Марии»

Мороз и огонь

Группу актеров привезли на место. Лес. Вокруг – белое снежное поле и заброшенный храм вдали. Может быть, в этой церквушке и нашлась потом икона Божией Матери?
Актеры должны были изображать партизан в тот момент, когда на них напали немцы. Для этого заранее готовились декорации. Ну как декорации… Землянки выглядели как настоящие, плетни сделаны из лозы, лошади у коновязи.
Снималось несколько эпизодов. Первый – минометный обстрел партизанской деревни. Все ее обитатели бегут в храм, под защиту толстых каменных стен. Второй – наступление немцев и расстрел раненых партизан. Третий эпизод – с участием главной героини, которая попала в эту кровавую заваруху.
– Вместе с другими партизанами я лежал якобы мертвый. Одно из условий съёмочной группы – не шевелиться, несмотря на мороз, и дышать так, чтобы не было видно пара изо рта. По мере возможности наблюдал, что происходит на площадке. Мария подошла к одному красноармейцу – убит. Подошла к другому – его убивают на ее глазах, и девушка в панике бежит прочь.
А мы продолжаем лежать на ледяной земле. Взрывы затихли, но вокруг все горит – пиротехники подожгли покрышки, плетни, сено. Мой сын Максим неподалеку от меня. Как выяснилось потом, у него загорелся валенок. Он чуть качнул головой, но не более, ведь снимается очередной дубль. Крикнули: «Стоп! Снято!» – мы кинулись тушить валенок. Оператор прокрутил кадры назад, а видно, как Максим дернул головой. И снова мы все на снегу. И снова работает огнемет.
Уличные съемки проходили до одиннадцати вечера, а мороз стоял лютый, практически как в далеком 1941 году. Партизанам пришлось ложиться на землю 12-13 раз. Руки-ноги от холода ломило. И возникало понимание, каково же было в реальности тем, кто воевал в окопах, кто переживал зимние холода и осеннее ненастье в лесах. Один из актеров-партизан поранил руку, стреляя из пулемета. В теории он знал, как это делается. А вот на практике... Пиротехники попросили Николая снарядить магазины пулемета и дать мастер-класс актеру, однако это не помогло.
– Затвор пулемета при стрельбе бегает и запросто может оторвать пальцы. Несмотря на предупреждение, актер не поберегся. Тем не менее эпизод отсняли.
Ковровчане на съемках «Марии»


Взгляд изнутри

С наступлением темноты к партизанской деревне подъехала техника с прожекторами, до такой степени мощными, что осветили пол-леса. В этот раз Николай изнутри видел, как снимается фильм. У каждой группы – своя четкая задача. Гримеры работают с актерами. Художники смотрят, как расставлены предметы и как загримированы участники действия. Пиротехники взрывают, жгут, следят за безопасностью. Представители одной группы не лезут со своим уставом к другим, удивительно, но нет ссор и взаимных претензий. Общая организация процесса тоже замечательная. По мнению Николая, единственный минус – массовка была одета в немного переделанные шинели времен Брежнева, современные военные шапки. Это у зрителей, мало-мальски знакомых с историей, испортит впечатление от картины.
В целом над тремя эпизодами работало не меньше пятидесяти человек. Среди массовки снимались и бабушки лет по семьдесят из ближайшей деревни. Все стоически выносили мороз и замечания режиссера.
На съемках ковровские реконструкторы познакомились с «бригадиром», который набирает в свою картотеку типажи для фильмов. Вероятнее всего, эта киноэпопея для них не последняя. Ведь, помимо персонажей для военного фильма, у «Наследников Победы» есть и оружие, и обмундирование, и ретромотоциклы, броневик и ретроавтомобиль.
А премьера кинокартины «Мария» обещана в прокат в декабре 2021 года. Именно тогда будет праздноваться 80-летие обороны столицы нашей Родины.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий