05.04.2021, 13:38

Путешествие в подземелье

Любой турист, и начинающий, и со стажем, подтвердит: любой поход – это испытание. Особенно если он проходит в неизведанной ранее среде: в горах, на воде, зимой на лыжах и т.д. Но, пожалуй, самой загадочной и оттого манящей остаётся романтика путешествий под землёй. Недавно несколько ковровчан поучаствовали в спелеопоходе, и одна из отважных туристок, Ольга Тувыкина, поделилась впечатлениями с «Ковровскими вестями».
Путешествие в подземелье

Скажем сразу, без сопровождающего в такие экспедиции лучше не пускаться – даже с картой можно заблудиться и проплутать больше суток.
«О туризме я мечтала давно, но не было подходящей компании, – рассказывает Ольга. – А тут познакомилась сначала с ребятами из «ВелоКоврова», потом через них пришла в КОТ – Ковровское объединение туристов. Интересны мне были в основном пешие направления, немножко «захватила» водные и горные, например, побывала в Дюкинских карьерах. Но наступила осень, походы стали реже и короче, а хотелось вновь испытать яркие эмоции. И вот на одном из собраний КОТа наш товарищ Алексей предложил: а пошли в поход в пещеры? Согласились только трое, включая меня.
Природных, естественных пещер в нашей местности немного, и они не в очень хорошем состоянии. Поэтому решили идти в искусственные – выбрали Девятовские каменоломни, что на окраине Подольска. Алексей прислал мне ссылку, чтобы я поняла, что это такое. Я потом всю ночь не спала, но отступать не стала. Постаралась морально подготовиться и перебороть страх. Первыми в каменоломни сходили 3 января Алексей и ещё двое наших товарищей, а 7-го он повёл туда нас с дочерью».
Путешествие в подземелье

Путешествие в подземелье

Адская работа

«Приехали. Поле. Посреди него – бетонное кольцо, как от септика. Внутри него – лестница, уходящая на глубину. Спустились вниз, и я ожидала увидеть хоть какое-то подобие входа. А там – щель, в которую надо в прямом смысле заползать. Так как над входом нет крыши, все осадки – дождь, снег – попадают внутрь, и ползти приходится по грязи и раскисшей глине. Внутри тоже во многих местах стоят лужи, потому что вентиляции нет. В общем, пролезли мы, добрались до более-менее открытого пространства – «Проспекта Вернадского», как его называют. Там записались в журнал регистрации, по предыдущим отметкам поняли, что сейчас мы в каменоломнях одни.
Как удалось узнать, это, по сути, каменный пласт, в котором вырублены ходы для добычи известняка. Особенно активно работы шли в 19-м веке, когда отстраивали Белокаменную. В начале века 20-го их забросили, а в 60-е – нашли энтузиасты-спелеологи. В 1993 часть пещер засыпали, потому что над ними начали строить коттеджный посёлок, а в 1997 году – опять нашли вход. Не тот, который был изначально – просто наименее заглубленное место.
Узкие места, которые можно преодолеть только ползком, и свод упирается тебе в спину – называются шкурники. Они ведут в более просторные помещения, в некоторых гротах сохранился камень, который там добывали. Одно из мест называется «гробница», потому что там лежат эти камни в форме гробов – абсолютно ровно нарезанные огромные прямоугольники.
Сохранились и другие артефакты. Например, на всём протяжении коридоров идут рельсы. Кстати, это единственное место в мире, где можно увидеть деревянные рельсы 19 века, покрытые металлическими листами. В других местах лежат металлические рельсы с деревянными шпалами, уже почти истлевшими. По этим путям ходили вагонетки, которые перевозили добытый камень.
Сохранилась надпись, свидетельствующая о том, что это место разрабатывалось в 1891 году, подлинные лампы, кирки и другие орудия труда – из-за влажности они, конечно, в плачевном состоянии, и к ним даже прикасаться нельзя, чтобы не рассыпались. Не могла отделаться от мысли, в каких же чудовищных условиях работали здесь люди, неделями и месяцами. Всё время в полусогнутом состоянии, даже в самом высоком месте нельзя взрослому человеку выпрямиться в полный рост. И как можно было поднять на вагонетку такой огромный камень-«гроб», пусть даже с помощью верёвок и жердей?».
Путешествие в подземелье

Быть в связке

«Кроме орудий труда, нашли «автопарк» – коллекцию игрушечных машинок советских времён. Старые, проржавевшие – кто и когда их принёс, неизвестно. Нашли капельник: толстенный слой камней и песка образует естественную систему фильтрации, и через неё просачивается чистая питьевая вода, как настоящий родник. Внизу стоит огромное корыто – можно пить оттуда, можно подождать, пока накапает в кружку. Есть фанаты спелеопоходов, которые заходят в пещеру и живут там несколько дней – питьевой водой они обеспечены.
Ориентировались по карте – она составлена в 2009 году, но постоянно меняется: какие-то места закрываются, другие обнаруживаются. Девятовские каменоломни протяжённостью около 12 км, они на 10-м месте в России. Конечно, полностью мы их не прошли, тем более что путь не прямой, с закоулками и тупиками, из которых надо возвращаться. Это одна из причин, почему в пещеры ходят маленькими группами: везде очень узко, мало места, и если не туда зайдёшь, то развернуться – целая проблема. И слышимость нулевая – если ты зашёл за угол, попутчики, находящиеся в двух метрах, тебя уже не услышат. Так что надо постоянно быть друг у друга на виду. И запрещена любая пиротехника – из-за недостатка кислорода даже бенгальские огни дадут дымовую завесу, через которую ничего не будет видно даже с фонариком. Кстати, хоть в каменоломне нехватка воздуха не ощущалась, но когда мы вышли на поверхность, я почувствовала разницу».


Машина времени

«Если останешься без света, выбраться назад нереально. Тьма там абсолютная, я никогда такого не испытывала. Не видно даже то, что находится в пяти сантиметрах. Так что фонарик с запасными аккумуляторами – самое важное в экипировке. И, конечно, карта. Обычный рюкзак не подходит, застрянет в шкурнике – нужен такой, чтобы можно было тащить за собой или толкать впереди. Так как всюду очень сыро и грязно, обувь должна быть непромокаемая, тёплые резиновые сапоги или высокие кроссовки. Так как придётся много ползать, необходимы наколенники и, желательно, налокотники. Ну, и готовиться к тому, что вся одежда пойдёт на выброс – мы вышли на поверхность с ног до головы грязные, сырые!
Вообще это, на мой взгляд, неестественная среда для человека – теснота, темнота, грязь… А ещё постоянный страх. Поэтому во второй раз я в каменоломни, пожалуй, не пойду – разве что в природные пещеры. Если честно, мне было страшно на протяжении всего нашего путешествия, хоть клаустрофобией не страдаю. Только временами отпускало, когда надо было посмотреть карту, определить маршрут, осмотреть интересные находки. Но эмоциональный заряд я получила очень сильный. Время под землёй летит по-другому: мы зашли туда в 10 утра, а вышли в 6 вечера, а ощущение было, будто часа два прошло. Эмоций так много, что про время забываешь. Как и про все проблемы и заботы, все мысли уходят – будто в недельный поход сходил. Воспоминания об этом приключении точно останутся на всю жизнь».
Ольга АБРАМОВА

Оставить комментарий