15.04.2021, 07:26

Когда копейка рубль не бережет

Мелочь постепенно выходит из денежного оборота. Составляющие рубль десятикопеечные и пятидесятикопеечные монеты найти все труднее. Если покупатели расплачиваются не картой или с телефона, а деньгами, продавцы выходят из положения по-разному.
Когда копейка рубль не бережет

В сетевых продуктовых магазинах кассиры поступают просто: обычно здесь не берут с клиента копейки. Допустим, товар стоил 326 рублей 55 копеек. Нет сдачи? Значит, покупатель заплатит 326, и дело с концом. А вот в других магазинах иногда мелочь округляют до рубля, даже если ее сумма не доходит до 50 копеек.
В редакцию «Ковровских вестей» обратились ковровчане, которые хотели бы знать, на какой из вариантов по закону они должны рассчитывать.
– В моем случае продавец округлила 13 копеек до рубля и потребовала его, – рассказывает одна из покупательниц. – Я, конечно, расплатилась. Что тут поделаешь, если в стоимости покупок по-прежнему заложена мелочь. А потом задумалась. За день через магазин проходит масса покупателей. В этой массе найдется немало переплативших, и каждый подарит продавцу свои кровные. Получается, мы в ущерб собственному карману набиваем карман чужой. Несправедливо. Особенно по отношению к пенсионерам и малоимущим.
Для меня дело даже не в нескольких копейках, а в принципе. Поэтому хотелось бы прояснить момент. На моей ли стороне закон? Как поступать, если при расчете с продавцом подобное повторится?
Вот как прокомментировали ситуацию в ковровском отделе Роспотребнадзора.
В любом случае, будь в стоимости товара заложено 55 или 13 копеек, или другая мелкая сумма, продавец обязан сдать сдачу. В свою очередь, индивидуальный предприниматель, или заведующий магазином (его заместитель), или дежурный администратор обязаны обеспечить кассира разменной монетой и купюрами согласно Типовым правилам эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением, утвержденным Минфином от 30.08.93 г. №104 – п. 3.8.1.
Конечно, здесь возникают трудности. Однако если у кассира сдачи нет, ему нельзя округлять копейки до рубля и брать округленную сумму с покупателя. Часть 1 ст. 14.7 КоАП РФ гласит: «Обмеривание, обвешивание или обсчет покупателя при реализации товара… влечет наложение административного штрафа на граждан от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц от 10 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц от 20 до 50 тысяч рублей». В данном случае округление до рубля не в пользу потребителя считается обсчетом.
Как при обсчете такого рода поступить покупателю? В первую очередь напомнить продавцу о своих гражданских правах. Если тот продолжает настаивать на округлении, написать претензию руководству магазина и ожидать ответа в течение десятидневного срока. В Роспотребнадзоре примут жалобу (с приложением претензии и ответа на нее) от потребителя только в том случае, если его требования не были удовлетворены на уровне магазина.
Понятно, из-за копеек вряд ли кто-то возьмет на себя груз бумажной работы и станет обивать пороги. Тогда можно вспомнить о Книге жалоб и предложений. Не поленитесь написать туда пару строчек. Пусть руководство магазина знает, что в его магазине существует проблема.
О. АРТЕМЬЕВА


Оставить комментарий