Меньше месяца назад по Коврову разнеслась радостная весть, вернее, сразу две в один день: Законодательное собрание с подачи депутата Алексея Говырина и при нажиме фракции «Единой России» «выбило» у губернатора сначала 117, а затем ещё 52 млн руб., а депутат Госдумы Игорь Игошин пошёл дальше – в Министерство транспорта – и добился аж 1 миллиарда для ковровских дорог. Поступать они будут в течение трёх лет, причём 260 млн, предназначенные на ремонт Павловского моста, придут единым целевым траншем из федерального бюджета. «Троянские» деньги?
Казалось бы, радость великая! Конечно, это не 350 млн ежегодно в течение 10 лет, что нужно для приведения к нормативу всех городских дорог, но тоже совершенно замечательный и нужный подарок. Вот только подарок ли?
Первый вопрос, который приходит в голову, – а не потребуется ли софинансирование этому миллиарду? О том, что к дополнительным 52 млн придётся приложить городские 22%, предгорсовета Анатолий Зотов уже обмолвился на одном из заседаний. И отметил, что это проблема – придётся деньги откуда-то «отрезать». Сумма для ковровского бюджета немалая – почти 11,5 млн. В ситуации, когда всё уже распланировано до копейки, а впереди подготовка к новому учебному году и отопительному сезону, найти её будет нелегко.
А если 22%-ное софинансирование будет одним из условий предоставления федерального миллиарда? (Вряд ли его нашему городу просто возьмут и «подарят», все программы обычно требуют участия муниципалитета). И тогда в бюджет на ближайшие три года надо будет заложить 220 миллионов – примерно 1/14 бюджета этого года. На один мост придётся добавить более 57 млн – больше, чем нынешний дополнительный областной транш. Справится ли город? И если нет, что тогда? Вряд ли федеральный центр спустит с рук такую неблагодарность, и тогда Коврову в ближайшие годы вообще никакого финансирования не видать, кроме «прожиточного минимума».
Условия неизвестны
«Ковровские вести» сделали запрос в администрацию по этим и другим вопросам и получили ответы через пресс-службу. Итак, на каких условиях будет выделен городу федеральный миллиард и каким будет механизм финансирования, пока неизвестно. Деньги «предоставляются на капитальный ремонт объектов по проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу. Условия предоставления будут известны позже». При этом «все имеющиеся в администрации города проекты капитального ремонта дорог требуют актуализации». То есть, кроме софинансирования, городу придётся потратиться и на проектно-сметную документацию, а это недёшево обойдётся. Хорошо хоть, по словам предгорсовета А. Зотова, по мосту и проект, и сметы готовы. Кстати, как сообщила на одном из заседаний глава города Елена Фомина, в администрации есть проект расширения ул. Комсомольской. Но, видимо, слово «проект» здесь употребили в житейском смысле – существующий на уровне идеи.
Как известно, первый замминистра транспорта дал согласие на выделение 1 млрд руб. на приведение в порядок дорожного полотна и строительство ливнёвок. (Отсутствие ливневой канализации, из-за чего дороги в Коврове «смываются» каждую весну, видимо, было одним из главных аргументов И. Игошина во время его визита в Минтранс). Будет ли проект ливнёвки обязательным условием выделения средств? И сделают ли её, наконец, глобально, для всего города, или опять будут планировать «участками», в результате чего и миллиард успешно утечёт в канализацию, как миллионы – до этого? В администрации ответили, что условия перевода средств пока неизвестны. Проект комплексной ливневой канализации города не разрабатывался. Для создания рабочего проекта ливневой канализации понадобится около 5-ти месяцев, из них разработка проекта – 3 месяца, прохождение государственной экспертизы – 1,5. Сколько средств потребуется на проект, в мэрии не уточнили. Пока неизвестно, и на какие именно дороги пойдёт миллиард: «свои предложения предоставит горсовет».
Лучше б «сдать»?
Кстати, о горсовете: его председатель Анатолий Зотов во всеуслышание заявил, что на «ближайшие» 52 млн областных денег отремонтируют ул. Еловую, Крупской, Социалистическую и другие «злободневные места». Однако администрация другого мнения: на наш вопрос, какие дороги отремонтируют на областную субсидию, нам ответили: «перечень участков уточняется». Надеемся, что это всё-таки будет не ямочный ремонт...
Что интересно: не первый год ковровские власти обращаются к областным с просьбой включить транзитные улицы (Еловая, Космонавтов, Муромская, Свердлова, Фёдорова) в состав трассы Р-71 (Сенинские Дворики – Ковров – Шуя). По этим улицам проходит огромный поток транзитных грузовиков, которые разрушают наши дороги. А ремонтировать их приходится за счёт города. «Ковров выпал из списков городов, в которых есть транзитные дороги областного значения, – отметил А. Зотов. – Непонятно, почему так произошло, по ошибке, или по злому умыслу. Мы с администрацией обратились к председателю ЗС Владимиру Киселёву, он обещал этот вопрос поставить перед губернатором и поддержать нас. Если удастся убедить обладминистрацию, содержаться транзитные дороги будут за счёт областного дорожного фонда».
И ещё об одной проблеме упомянул предгорсовета: «Дороги сыпятся, так что что-то тут нечисто. Хоть их после ремонта проверяют, выпиливают куски и возят на экспертизу, и вроде всё нормально. Но почему-то некоторые с 2015 года стоят, и ничего, а, например, ул. Т. Павловского даже с ЩМА делали, а она сыпется». Может, с этого и следовало начинать решение «дорожного вопроса»?
Ольга АБРАМОВА
P. S. Когда материал готовился к печати, состоялось внеочередное заседание горсовета. В бюджет пришли те самые дополнительные 51,7 млн руб., и надо было провести корректировку. К ним добавили и 12,8 млн городского софинансирования. Председатель горсовета А. Зотов заверил, что на них обязательно отремонтируют ул. Еловую – под неё и давали деньги. Также уже внесены в бюджет средства на ремонт железнодорожного моста – 120 млн в 2022-м и 140 – в 2023-м. Уже известно, что на них тоже потребуется софинансирование, но в любом случае его найти легче, чем всю сумму на ремонт.