13.08.2021, 12:05

ОГЭ по математике: глубок ли провал?

Из 12396 выпускников девятых классов Владимирской области 4171 человек сдали математику на «отлично» и «хорошо» – такая информация выложена на сайте Департамента образования. Однако в сообщении не указано количество выпускников, которые «срезались» на первом и втором этапе сдачи. А между тем весь регион 33 гудит о массовом провале одного из главных школьных экзаменов. Действительно ли это так и в чем педагоги видят причины неудовлетворительных результатов?
ОГЭ по математике: глубок ли провал?
(фото с сайта shutterstok.com)

С вопросами мы решили обратиться к рядовым ковровским учителям, которым нечего и незачем скрывать. Ну только если свое имя из-за опасения, что начнутся гонения со стороны начальства. Учителя, помимо основной деятельности в школе, подрабатывают репетиторами и видят ситуацию со всех возможных сторон. Вот что получается, если суммировать сказанное.

Реальность и витрина

Кто «сидит» в чате «Беседка», собравшем учителей математики с разных концов страны, тот знает правду. Как только стали появляться первые результаты, педагоги откровенно писали: в моем классе 30 учеников – 15 «двоек», 27 человек – 11 «двоек» и даже 10 человек – 9 «двоек». Были, конечно, неплохие результаты: 30 человек – 2 «двойки» или ни одной. И тут мы делаем поправку на школы разного уровня. Есть существенная разница между общеобразовательным учреждением с математическим уклоном в крупном городе и школой в сельской глубинке. Однако не забываем, что в нашей стране элитных школ меньшинство.
Предварительные (еще не объявленные официально) результаты ОГЭ по математике были шокирующими. Официальная же статистика несколько улучшилась. Почему? Вероятнее всего, в некоторых регионах воспользовались лазейкой, чтобы изменить ее перед обнародованием результатов. Поясним, как.
Чтобы преодолеть порог, каждому девятикласснику следовало сдать математику не менее чем на 8 баллов, из которых не менее 2 – по геометрии, очень проблемной и нелюбимой дисциплине для школьников. Норма эта по усмотрению региона может корректироваться, и порог прохождения может стать 7 баллов, из которых 1 по геометрии. К чести Владимирской области, здесь никогда этой лазейкой не пользовались. По словам начальника Департамента образования Ольги Беляевой на недавней пресс-конференции, до первой пересдачи в нашем регионе было около 11% неудовлетворительных оценок на ОГЭ. Это, конечно, очень плохо, но на уровне страны (отвратительном уровне) потянет.


В ожидании халявы

Размышляя о причинах провала, некоторые грешат на дистанционное обучение, которое в прошлом учебном году «съело» у сегодняшних девятиклассников всю четвертую четверть. Наши респонденты с такими выводами не согласны. Если ребенок всегда учился нормально, единственная «провальная» четверть его на «двойку» по экзамену не выведет. К тому же учителя в преддверии ОГЭ все равно выделили время на нужные темы, которые могут появиться на экзамене. Поэтому в этом отношении кивать на «дистанционку» не стоит. Посмотрим на нее с другой стороны.
Вспомним, что в 2019-2020 учебном году были отменены все выпускные экзамены для девятиклассников. Повезло несказанно, считали они. Нынешние выпускники 9 классов очень надеялись на повторение «халявы» и поступление в колледжи или в 10 классы с оценками из аттестата. Ведь пандемия коронавируса никуда не делась. Эта надежда длиною в год позволила им спустя рукава готовиться к экзамену и в конечном итоге подвела под монастырь. Скажете, на русский язык она не повлияла. Педагоги ответят: русский у нас всегда сдавался лучше математики.
Вторая причина провала математического ОГЭ – расчет школьников на «слив» в интернет экзаменационных ответов. Да-да, не будем скрывать – несмотря на пристальное наблюдение во время экзаменов наши детишки (речь о немотивированных на учебу, а таких в средней школе много) умудряются находить нужную информацию и списывать ее. Особенно дрожащие «троечники», которых натаскали на ОГЭ, но они все равно опасаются не сдать. Да и не дрожащие тоже, и даже некоторые «хорошисты». В позапрошлом учебном году девятиклассникам очень повезло: ответы из сети совпали с заданиями и оказались правильными. В нынешнем вышла оказия – не совпали.


Попроще бы...

Третья причина – неожиданная подача материала, с которой столкнулись дети на ОГЭ. В самом его начале – объемный текст с таблицами, чертежами, рисунками, и к нему пять практико-ориентированных заданий. Современные ученики давно разучились вдумываться в прочитанное. Сверху установка им дана не та. И девятиклассники растерялись, хотя задания не сверхсложные. С тремя первыми запросто могли справиться и натасканные «троечники». Им бы отложить текст с задачами на потом, а сначала решать другое...
Аттестат за девятый класс должны получить все – таково негласное школьное правило. Поэтому и существуют три этапа сдачи экзаменов. Авось на каком-то из них ситуация исправится. Авось очковтирательства не понадобится. Учителя-практики считают, что гораздо лучше было бы получить два набора экзаменационных заданий: «на тройку» и на «четверку»-«пятерку». Сейчас же слабому ученику справиться с экзаменом по математике крайне сложно. Отсюда ожидание манны небесной. Конечно, в идеале ученик должен иметь прочные знания из каждого раздела алгебры и геометрии. Но это в идеале. А на деле мы с восторгом говорим о чемпионке ЕГЭ в России, которая набрала 400 баллов. Она одна такая. К идеалу мы будем стремиться, но в случае с ОГЭ хотелось бы не забывать о «троечниках».


Тяжела ты, учительская лямка!

Теперь о стремлении к идеалу. Со стороны учеников и родителей это естественно и порой осуществимо, особенно если к делу подключаются репетиторы. А как школьным учителям объять необъятное, наладить индивидуальный подход, проштудировать с детьми программу «от и до», устранить все пробелы в знаниях? В нынешних условиях при огромной нагрузке на педагога эта миссия практически невыполнима. В Коврове есть математики, которые ведут свой предмет на две, три и даже три с половиной ставки. Можно ли в таких условиях ежедневно проверять у пятиклассников тетради с классной и домашней работой? Или подтягивать отстающих после уроков? Учителя хотели бы частично избавиться от бремени, да работать некому. Справедливости ради скажем, что одна ставка в 18 часов тоже никому не нужна – здесь не зарплата, а слезы.
Образование терпит крах. На уровне министерства, департаментов и управлений образования открыто этого не признают. Тем не менее создают новые надстройки. Так, в нашей области вскоре появится Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Поможет ли в такой ситуации подобная мера?
А пока по официальным данным в дополнительной (второй по счету) пересдаче ОГЭ по математике 6 сентября примут участие 700 школьников нашего региона. По неофициальным данным, только в одном городе Владимире первоначально экзамен завалили 700 школьников.
О. АРТЕМЬЕВА
Фото с сайта shutterstok.com

Оставить комментарий