10.09.2021, 11:08

Кто куда, а мы на Чукотку!

Был у ковровчанина Сергея Васильева, руководителя среднего звена, тяжелый период – 8 лет работы без отпуска. Потом рукой махнул и решил: надо менять жизнь. И стал хотя бы две недели в году посвящать путешествиям. Байкал, горы Алатау в Казахстане, кавказский Эльбрус, Адыгея, Камчатка – это его маршруты с 2014 года. Теперь он открыл для себя Чукотку.
Пойдешь ли ты на край земли?
Кто куда, а мы на Чукотку!
(Фото предоставлены Сергеем Васильевым)

Почему выбор пал на столь далекий от нас Крайний Север? Сергей признается, что старается не отказываться от предложений друзей. Иначе в следующий раз могут не позвать и пропустишь что-нибудь интересное. Он рад, что и на этот раз прислушался к мнению путешественников из Владимира. «Пойдешь на край земли к мысу Дежнева?» – спросили его. Он ответил: «Конечно!».
Когда собрались в группу, выяснили: оказывается, два года назад Сергей и владимирец Иван жили по соседству в палаточных лагерях под вулканом Горелый на Камчатке и видели одного и того же медведя. Огромного наглого Потапыча все дружно прогоняли ружейными выстрелами и криками. В переполохе наши герои не встретились. Чудесный случай, практически анекдот, который доказывает: тропы истинных туристов нет-нет да и пересекаются.
На Чукотских авиалиниях только открывается продажа билетов, как их уже нет. На огромной территории этого автономного округа поселки разбросаны на огромных расстояниях. От пункта до пункта – – только вертолетом или самолетом. А погода, даже летом преподнося сюрпризы, зачастую становится нелетной. Однажды один из путешественников ждал вылета 8 суток, но так и не смог добраться до нужного места. Туризм на Чукотке – экстрим еще тот. Но Сергею и его друзьям погода благоволила.

Кто куда, а мы на Чукотку!
Охота на кита

В расхожем представлении чукча – человек из анекдотов. Для наших путешественников стало открытием, что чукчи – потомки воинственных монголо-татар поселились в этих местах в 16 веке, вытеснив коренных жителей. С побережья, к примеру, прогнали эскимосов и освоили их морской промысел. Оленеводство переняли у эвенов. Ну и обычаи, традиции перемешались. Обо всем этом туристам рассказал гид Евгений Басов, который ведет свой блог, пишет книги о Чукотке.
Теперь же чукча – житель современного поселка, «передавший» свое прошлое в музеи. В одном из таких побывали туристы, заодно увидели, как работают резчики по моржовой кости. Благо, небольшая мастерская размещалась в одном здании с музеем. Сергей говорит, что стоят изделия умельцев Уэлена (самого восточного поселения России) относительно недорого.
До наших дней дожил и китобойный промысел. А куда чукчам деваться, ведь кит – их основная пища. Сергей с друзьями уговорили китобоев села Лорино взять их с собой на охоту.
– Если в старину кита загоняли на весельных байдарах, то теперь это делают на моторках с мощными движками. Вот и вся разница. Как давным-давно, чукчи кидают в животное гарпун, который намертво цепляется под шкуру. Гарпун на прочной веревке, поплавок не дает киту уйти под воду.
На носу моторки гарпунщик, на корме – рулевой, а мы с товарищем у борта посередине. Ветер, брызги в лицо. Азарт. Видим на горизонте фонтаны. Китов удивительно много. Нам пояснили: у них все лето миграция по Берингову проливу между Чукоткой и Аляской.
Убитого кита буксируют за хвост к берегу, тракторами вытаскивают, сбегается с ведрами весь поселок, и каждый отрезает себе от туши столько, сколько нужно. Нам кита, конечно, жалко. Но понимаем: его смерть была необходима.
Тундра, парилка и брют
Приключения случались не только на море, но и на суше. Группа туристов совершила 16-километровый марш-бросок на мыс Дежнева. Казалось бы, для путешественника с опытом расстояние ни о чем. Однако пеший переход по тундре для Сергея не оказался легкой прогулкой.
– Дороги как таковой нет. Только колеи от вездехода, вдоль них и продвигались. Честное слово, идти в гору по сыпухе приятнее, чем «чавкать» в резиновых сапогах по кочкам и мху, под которыми вода. Верховое болото. Снег-то летом растаял, а воду глубоко в землю не пустила вечная мерзлота. Вот такие неудобства природного характера. Выматывает здорово.
По пути нам несказанно повезло – наш гид свернул к озерку с теплыми источниками. Купель обозначена чем-то типа шпал, отгорожена от ветров ржавыми бочками. Мы на радостях набились в нее, одни головы торчали, как у японских мартышек.
Купание понравилось очень. В другой раз туристы не обошли стороной очередной теплый источник, расположенный уже поближе к цивилизации. Здесь с одной стороны солнышко им светило, с другой стороны снег на склонах лежал. А мужчины смаковали … Брют – неожиданная роскошь в этих суровых краях. Судя по воспоминаниям, удовольствие несказанное и полное ощущение сюрреализма происходящего. Поясним, на Чукотке спиртного днем с огнем не найдешь. Только продукция «Абрау Дюрсо» по двойной цене. Вот наши путешественники и соблазнились брютом. Но вернемся к марш-броску.


Привет Америке, поклон эскимосам

– Наконец добрались до мыса Дежнева – крайней восточной материковой точки России. До места, где установлен памятник-маяк с бюстом великого землепроходца. Июль. Белые ночи. Смотришь в сторону океанских вод: солнышко только завалилось за горизонт, лучики спрятало и почти сразу встало. Америка – вот она, впереди. Ты угадываешь очертания Аляски – Мыс Принца Уэльского. Но у нас здесь новые сутки начались, а у них еще вчера длится.
Позже палатку поставили рядом с заброшенной метеостанцией. Неподалеку ступеньки в скале ведут к воде, в никуда. Говорят, в советские времена на нижней люди справляли нужду, показывая таким образом Америке свое презрение. Однако дела прошлые...
Немного отойди от мыса Дежнева, и на высоком берегу наткнешься на заброшенное эскимосское селение Наукан 14 века. До сих пор сохранились каменные круглые «чаши» – остовы жилищ и кое-где торчат из земли китовые челюсти. Челюсти образовывали над «чашами» купол, который эскимосы покрывали моржовыми шкурами. Здесь туристы не только сделали снимки с земли, но и пустили в небо квадрокоптер. Современные же местные жители остерегаются появляться в этом покинутом селении.
С тундрой туристы распрощались, поскольку из-за погоды уходили с мыса другим путем, по сопкам, которые напоминали им марсианскую поверхность из кинофильмов. Здесь их догнали пограничники и «подбросили» на своем вездеходе.
Во время пеших и водных странствий по Чукотке Сергей мечтал увидеть в дикой природе белого медведя. Но не довелось. Мишки, которые пировали у моржовой туши, оказались бурыми (белые живут севернее) и, завидя людей, моментально скрылись. Не в пример своим камчатским собратьям. Однако этот факт не смазал впечатлений.
О. АРТЕМЬЕВА


Оставить комментарий