26.10.2021, 15:00

Октябрьский рынок: борьба за арендатора

На комитете по местному самоуправлению депутаты заслушали директора Октябрьского рынка Алексея Левченю по вопросу инвестиционной программы развития «муниципального» ООО. Однако основную часть доклада заняли объяснения, почему с Октябрьского бегут арендаторы.
Октябрьский рынок: борьба за арендатора


Полрынка свободны

Итак, как сообщил А. Левченя, в начале года величина арендной платы 1 кв.м на Октябрьском выше, чем на аналогичных объектах Коврова. По крытым площадям 1-го этажа на 20%, 2-го – на 50% – по сравнению с «Крупянщиком», на 15% – с Первомайским рынком, на 40% – с ТЦ «Текстиль Яр». По открытым территориям плата превосходит «Крупянщик» на 88,8%, Первомайский рынок – на 30%. Ниже плата также в ТЦ «200 лет», «Русь», «Треугольник», «Городок». Однозначно выше аренда только в «Ковров-Молле». На муниципальном владимирском центральном рынке одно продуктовое место в день стоит от 50 до 78 руб., на Октябрьском – 100 руб., по договору – 45.
Результат – отток арендаторов. На 1-м этаже свободны 146 мест, или 35%, на 2-м этаже – 70, или 38%, на улице – 54 места, или 33%. Предприниматели уходят в более «дешёвые» торговые центры или сокращают арендуемые торговые площади.
С апреля арендную плату снизили на 10-20%, чтобы остановить предпринимателей и привлечь новых. Если бы это удалось, дополнительные платежи покрыли бы потери от снижения платы. Но прогнозы не оправдались. Отток уменьшился, но ненамного, а новые арендаторы почти не пришли. Плюс с июля закончилась льгота для ИП без работников. Они тоже стали обязаны применять онлайн-кассу на общих условиях. Налоговая тут же начала проверки, и очередная волна арендаторов схлынула с рынка. Сейчас заняты менее 60% торговых площадей.


Доходы и расходы

За 9 месяцев года выручка рынка составила около 40 млн рублей, расходы – 28 млн 200 тыс. Главная задача ООО – перечислять прибыль в бюджет. На 2021 год горадминистрация поставила план в 12 млн руб., сейчас уже перечислено 8,1 млн. Плюс по указанию администрации почти 1 млн потрачен на выполнение её поручений (в отчёте, к сожалению, не сказано, каких именно) и около 300 тыс. – на социальные обязательства: содержание Сенной площади и др. Себе рынок может оставлять лишь 5% чистой прибыли. Этого явно недостаточно даже для поддержания здания в нормативном состоянии, не говоря о развитии.
Тем не менее, план ремонта и других работ составлен, кое-что уже удалось сделать: отремонтировать торговый зал на 1-м этаже, оштукатурить и покрасить стены, отремонтировать туалет на 2-м этаже, котельную и крышу литера А, установить новые окна на 1-м этаже, отремонтировать торговые прилавки на рынке «Садовод». Однако чтобы по-настоящему повысить привлекательность рынка, благоустроить здание и территорию и сделать их комфортными для предпринимателей и покупателей, останавливаться на этом нельзя, нужны дополнительные мероприятия и, соответственно, средства. Здание рынка давно не видело ни капитального, ни даже приличного текущего ремонта, даже материалы отделки заметно устарели.


Привлечь сетевиков

Депутаты поинтересовались, нельзя ли часть 2-го этажа сдавать сетевым магазинам? А. Левченя признался, что думал об этом и даже вёл переговоры, но всё упирается в отсутствие грузового подъёмника или хотя бы отдельного входа. Если их делать, то только на подготовительные мероприятия – обследование здания и проект – понадобится 5 млн руб. Есть и ещё одна сложность, которая останавливает проектировщиков, – рынок находится в густонаселённом районе, здание выстроено прямо по границам земельного участка, и могут возникнуть проблемы при прохождении государственной экспертизы проекта. Но есть другая идея: осовременить 2-й этаж, поставив там стеклянные перегородки с алюминиевым профилем. Это обойдётся в 3,5 млн руб., зато, если перегруппировать секции, возможно, часть удастся сдать под офисы, как в «Мандарине». Также «играют» с арендной платой – на 2-м этаже один квадратный метр изначально стоит 1340 руб., но чем больше занимаемая площадь, тем цена меньше. Для тех, кто снимает более 70 кв.м, она снизится до 700 руб. за метр. Недавно ввели новую акцию: свободные склады сдают с 50%-ной скидкой.

Маркетолог нам поможет?

Сергей Кашицын дал несколько советов: например, взять в штат профессионального маркетолога, который привлечёт арендаторов, в том числе и сетевиков (при том, что штат рынка ради экономии сокращён до предела). И установить сначала низкую стоимость аренды, а потом, когда люди придут, – повышать: дескать, так и в других ТЦ поступают, наберут арендаторов, а потом цену повышают. А также предложил изменить традиции, сложившиеся на Октябрьском – в частности ту, по которой 1-й этаж работает максимум до 15.00, в отличие от других торговых предприятий, открытых до 20.00. Тот же «Крупянщик» вечерами открыт, в 6 вечера люди ходят за покупками. Второй этаж работает до 18.00, но он тоже теряет покупателей: они видят пустой первый этаж, думают, что весь комплекс закрыт, и уходят. Надо, мол, штрафные санкции применять к тем, кто не исполняет условия договора, бизнес – это про «заставить», а не про «пожалеть». А. Левченя объяснил, что предприниматели сейчас экономят: продавцов не нанимают, стоят за прилавками сами, потому и рабочий день заканчивают раньше. Информацию депутаты приняли к сведению. Станет ли администрация оставлять больше средств рынку на развитие и изменится ли что-то на Октябрьском в ближайшее время – мы увидим сами.
Ольга АБРАМОВА

Оставить комментарий