«Школьным преподаванием истории не довольны во всем мире» – такой вывод могли сделать участники проходившего в Москве Международного конгресса учителей истории. В мероприятии принимали участие 100 педагогов-историков из 37 стран и 200 их коллег из 57 регионов России. Представительницей Коврова на конгрессе была учитель истории, обществознания и права СОШ №17 Анна Тюкова. История не тема для фейков
Анна Васильевна – педагог высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования, кандидат исторических наук. К ней мы и обратились с вопросом, что же не так с нашей школьной историей. Почему предмет, который не одно поколение учеников отмечало как один из любимых, вдруг стал неинтересным для современных детей? И проблема эта глобальная, одинаково острая для Китая, Америки и России. Один из вариантов ответа на вопрос находится на поверхности, и на него в первую очередь указывает А. Тюкова. Конечно же, влияет интернет с его возможностями: одно дело – сидеть на уроке, слушать учителя, а потом еще и домашнее задание готовить, учебник читать, и совсем другое – найти в сети видеоролик, который за 5-10 минут введет в курс дела. Казалось бы, сравнение совсем не в пользу классического образования. Вот только последнее не предполагает откровенных фейков, ставших обычным явлением в интернете. И разве может короткий сюжет рассказать всю правду о Великой Отечественной войне! Особенно если из него не следует, что победу в войне одержал Советский Союз! Пускать на самотек этот процесс ни в коем случае нельзя.
Согласитесь, что в таком противоборстве очень важна роль учителя истории. Он должен привлечь внимание учеников интересным рассказом, фактами, которых нет в учебнике, вовлекать детей в диалог, учить их думать. Педагог, который только и делает, что отсылает класс к учебнику, вряд ли сможет вызвать интерес к своему предмету.
«Как мотивировать детей? Должны быть эмоциональное восприятие, эмоциональное взаимодействие учителя и ученика. Необходимо привлекать сопричастностью к истории, историей малой родины. Есть мнение, что уроки истории нужно проводить в музеях. Это сопряжено с рядом организационных проблем, но при желании их можно решить. Разумеется, при таком подходе никакого дистанционного обучения не может быть», – считает Анна Васильевна.
Стран много, а история одна
Одним из важных вопросов, поднимавшихся на конгрессе, был вопрос формирования национальной идентичности. Как изучать всемирную историю? Например, история африканских и азиатских стран в наших учебниках сведена к минимуму. Такое положение вещей эти страны не устраивает. Но и мы недовольны тем, как в других странах преподается история России, что они говорят о наших революциях, о нашей роли во Второй мировой войне и говорят ли о них вообще.
«Нельзя отказываться от всемирной истории, потому что она позволяет объективно показать роль и место России в мире, – говорит Анна Тюкова. – Такой известный пример. Все ругают Ивана Грозного за опричнину, но в это же время произошла Варфоломеевская ночь, где жертв было не меньше, чем у нас за 7 лет опричнины. Грубо говоря, мы «в тренде». Весь мир так развивался. Поэтому, выхватывая куски, мы будем терять объективную картину.
С этого года по теме всемирной истории в ЕГЭ включаются довольно сложные задания, требующие знания достаточно мелких фактов. И этот вопрос вызвал много споров. Большинство учителей согласно с необходимостью изучения всемирной истории. Но ЕГЭ мы сдаем по истории России. Вопросы по истории других стран и раньше присутствовали в тестовой части экзамена. Но стоит ли углубляться? Тем более что наши практичные ученики уже подсчитали «цену» вопросов по всемирной истории. Если не нужны сто баллов по ЕГЭ, а достаточно и 97-ми, то ее просто упускают из вида».
Не допустить парада суверенитетов
В рамках Международного конгресса проходил и IV Всероссийский съезд учителей истории и обществознания. Один из наиболее важных вопросов, обсуждаемых на форуме, касался истории края.
А.В. Тюкова: «Региональная история должна формировать чувство сопричастности. Но историю края нужно освещать так, чтобы не получилось, что каждый будет хвалить только себя с позиции какого-то превосходства над другими регионами. Нельзя допускать парад суверенитетов, как это было в девяностых годах, чтобы этот крен не привел к региональному разъединению. Поэтому нам нужна общая методология преподавания истории края».
Выше было сказано о том, что в интернете можно встретить материалы о Великой Отечественной войне, где все перевернуто с ног на голову. Но появляются сообщения, что и в школах этой теме уделяют недостаточно внимания – несколько часов в десятом классе. Отсюда и соответствующий уровень знаний у детей. Анна Тюкова согласна с тем, что изучение революций, Гражданской войны, Первой и Второй мировых войн является болевой точкой предмета. Как отмечалось на форуме, по этим темам требуется больше методических рекомендаций.
Пока необязательный
Сравнительно недавно говорилось, что ЕГЭ по истории Отечества вот-вот станет обязательным экзаменом, как и ЕГЭ по русскому языку. Сейчас об этом уже не говорится, но процесс перемен его все же затрагивает.
А.В. Тюкова: «ЕГЭ – это не уровень твоих знаний, твоей начитанности, эрудиции. ЕГЭ – это твой шанс поступить в институт. Можно прочитать огромное количество книг, быть интересным собеседником, но при этом не попасть в формат ЕГЭ. Сейчас четко звучит, что дети слишком хорошо натасканы на написание исторического эссе. Шаблоны гуляют по интернету. Возьмите Владимир, возьмите Кубань – одни и те же заученные фразы. В общем, формат экзамена поменялся, и от эссе в этом году отказались».
Как говорит Анна Васильевна, на форуме было много дискуссий. Что важнее, давать знания или развивать критическое мышление? Изучать ошибки или просто прославлять мудрость наших предков? Загружать большим объемом информации или воспитывать гражданина? Наверное, однозначных ответов на эти вопросы не было дано даже на конгрессе. Какова же его практическая составляющая? Что учителя истории хотят видеть в качестве результатов форума?
А.В. Тюкова: «Хотелось бы увидеть единый историко-культурный стандарт по истории края. Может, будут услышаны наши пожелания о методических разработках для краеведов, об учебнике. Будет прекрасно, если сдвинется вопрос о повышении статуса учителя. Я не жду увеличения часов на изучение нашего предмета: надо понимать, что каждый учитель считает свой предмет значимым и важным, по всем предметам есть ЕГЭ. Но если нам добавят час-другой, будем очень рады».
Денис ВАСИЛЬЕВ