10.12.2021, 08:00

В шкурах волков и овец

Деньги – вот что во все времена ценится большинством. В этом смысле люди всегда поделены на тех, кто отнимает, и на тех, у кого отнимают. Как метко выразился русский классик, на волков и овец. Таких индивидуумов публике продемонстрировали на сцене «Современника» актеры Народного театра «Откровение» – на прошлой неделе состоялась премьера комедии по пьесе Александра Островского «Волки и овцы».
В шкурах волков и овец

Немного о пороках

Сеть интриг, которую плетут вокруг богатой и глупой вдовы Евлампии Купавиной, поражает воображение неискушенного зрителя. Уговоры, угрозы, обман, поддельные векселя и письма. В борьбу за чужие деньги вступают помещики Меропия Давыдовна Мурзавецкая и Василий Иванович Беркутов, попутно привлекая других не очень приятных и нечистых на руку персонажей. Одновременно в цепкие ручки бедной девушки Глафиры попадает состоятельный пожилой холостяк Лыняев. Ее цель – во что бы то ни стало женить мужчину на себе.
Действие набирает обороты – мы вдруг видим, что волки вполне могут стать овцами, если в окрестностях появился более сильный столичный хищник, который и укусит побольнее, и кусок утащит побольше. И вот уже он диктует всем свои условия. Смешно и грустно осознавать такую правду жизни. Черт возьми, насколько же порочно общество! Так было 176 лет назад, когда драматург создавал свое произведение, взяв за основу реальную историю. Так есть и сейчас.
В шкурах волков и овец
В шкурах волков и овец

Под впечатлением

Пьеса Островского объемная, многогеройная, до отказа заполненная длинными диалогами. Не каждому самодеятельному театру под силу. Однако труппа режиссера Владимира Михайлова весьма неплохо справилась с задачей. Слова зрителей это подтверждают.
– До коронавируса были в разных театрах. Совершенно не впечатлил один из них, в Нижнем Новгороде – причем не маленький, классический по планировке. Слабая игра актеров заставила пожалеть о потерянном времени. А бюджетный питерский заставил задуматься о том, что в провинции самодеятельные, нигде не обучавшиеся актеры играют гораздо лучше. Постановка «Волки и овцы» ковровского режиссера В. Михайлова тому подтверждение.
– Пьеса очень сильная, конечно. Всю можно разобрать на цитаты. Три часа удовольствия. Можно было ее урезать, но режиссер не пошел на поводу зрителей с клиповым мышлением. Между прочим, каждая отдельно взятая сцена достойна быть мини-спектаклем.
– Что сейчас в театрах предлагают публике? Что на первом месте? В одних – шоу (спецэффекты, картинка, музыка, декорации и костюмы), игра актеров, сюжет. В других – сюжет, игра актеров, шоу. В третьих – сюжет, игра актеров. На мой взгляд, главное – не зрелищность, а пища для души. Остальное неважно. Это как раз про «Откровение». Хотя костюмы героев были очень даже ничего.
– По пьесе Аполлон Викторович Мурзавецкий – молодой человек лет 24-х. Актер Раф Сибагаттуллин гораздо старше своего персонажа. Но даже это не смутило, настолько мне понравилась его игра. От тетушки Мурзавецкого в исполнении Натальи Швецовой тоже глаз не оторвать! Они и другие актеры не играли, а жили на сцене.
– Обидно даже не то, что актеры на все сто выкладываются перед полупустым залом, а то, что потенциальные зрители теряют очень много. Вот у Ивановского театра в Коврове есть свои поклонники. А наш незаслуженно отодвинут в сторону. Надо как-то активнее продвигать «отечественный продукт». Если бы не случай, я даже не узнала бы о премьере.
В шкурах волков и овец

В шкурах волков и овец


Что там, за кулисами?

О том, как рождалась постановка, после спектакля нам рассказал режиссер Владимир Михайлов: «Мы задумали ее еще в прошлом году, долго репетировали, но из-за пандемийных ограничений премьера тогда не состоялась. С нынешнего сентября начали форсировать процесс. Пришлось ой как нелегко. Актриса, которой отводилось центральное место – роль Мурзавецкой – к этому времени уехала в Москву. Еще два действующих лица заболели. Надо было всех заменить. Впервые на подмостки вышел Владимир Львов, которому досталось играть Чугунова. Очень он волновался...
В спектакле десять актеров, много работать приходилось с каждым. Самым сложным для них было овладеть языком почти двухсотлетней давности, заучить реплики. Для молодежи некоторые слова я «переводил». На премьере кто-то из них иногда импровизировал, подрезал текст, но обычно выходило незаметно для публики.
Для меня всегда во главе угла стоит актерская игра, однако же и о костюмах следовало позаботиться. Специально к спектаклю их нам никто не шил. Подбирали что-то из своей кладовой (от «Тартюфа» остались), что-то мастерили сами. К примеру, черную шляпку с органзой для эффектной Глафиры Алексеевны (актрисы Алины Казимовой) я сделал сам буквально за пять минут. Да и остальные женские шляпки, а также одно из платьев – моих рук дело. Не от хорошей жизни, по необходимости».
В постановке «Волки и овцы» были задействованы пятеро мужчин, включая режиссера. Владимир Ильич сетует, что в его самодеятельном театре их недостаточно. Иначе бы замахнулся на Максима Горького. Что же все-таки в дальнейших планах «Откровения»? По словам режиссера, какая-нибудь вещь полегче, из-под пера современного драматурга – и комедийная. Смех полезен во всех смыслах.
О. АРТЕМЬЕВА


Оставить комментарий