26.01.2022, 08:12

Кто заплатит за ДТП на льду?

Мужчина, автомобиль которого на скользкой дороге вынесло на другую машину, смог доказать свою невиновность в ДТП и даже взыскать причиненный ущерб с администрации города. В каких случаях за аварии из-за скользкости и колейности ответят собственники дорог и как правильно действовать водителям, ставшим участниками таких происшествий?
Кто заплатит  за ДТП на льду?

Эта авария произошла прошлой зимой около 6 часов вечера на ул. Комсомольской. Водитель легкового автомобиля ехал в потоке других машин с небольшой скоростью, так как дорога походила на каток. В какой-то момент автомобилист нажал на тормоз, но колеса машины пошли юзом (начали скользить по льду). Как итог – столкновение с движущейся впереди иномаркой.
На место вызвали сотрудников ГИБДД. Водитель, совершивший столкновение, попросил инспекторов не только оформить ДТП, но и составить акт недостатков дороги, так как покрытие проезжей части, по его мнению, как раз таки спровоцировало аварию. Акт составили, но в ДТП признали виновным мужчину. Его страховая компания выплатила ущерб пострадавшей. А вот по возмещению ущерба своего автомобиля, а это более 200 000 рублей, мужчина обратился в суд с иском к администрации города (как собственник дорог в Коврове именно она ответственна за их состояние). Он стал одним из первых в городе, кто судился с мэрией не из-за ям, а из-за скользкости.
В суде администрация вину не признавала, с исковыми требованиями не соглашалась, ссылалась на то, что техника там работала, а мужчина сам виноват, что не справился с управлением. Но истцу и его представителю удалось доказать обратное, и суд удовлетворил все требования автомобилиста.

На трассе в обочину

Еще более 100 тысяч рублей по решению суда получит хозяйка другого легкового автомобиля, пострадавшего из-за высокой колеи. Женщина ехала по автодороге в Ковровском районе на обычной низенькой легковушке. На проезжей части из-за погодных условий образовалась колея. Худо-бедно автомобилистке удавалось «держать» дорогу, но в какой-то момент, когда колея оказалась очень глубокой, ее попросту выбросило на обочину. Вся передняя часть автомобиля оказалась разбита.
Обычно водители в таких случаях ругаются на судьбу, дорожные службы, вызывают эвакуатор и везут свои машины в автосервис, считая, что кроме них в случившемся никто не виноват. Но эта женщина поступила иначе – она вызвала сотрудников ГИБДД, настояла на том, чтобы они измерили колею, занесли данные в протокол, и с полученными на руки документами отправилась прямиком к оценщику. Сумма причиненного ущерба оказалась около 100 000 рублей.
А дальше суд. Ответчиком стала организация, на балансе которой находится данный участок дороги. Его представители ни в какую не соглашались с исковыми требованиями. Они настояли на судебной экспертизе, предоставили кучу отчетов о выезде техники, уверяли, что делали все по закону и в соответствии с ГОСТом. Тем не менее, потерпевшая с представителем доказала в суде свою правоту. Теперь ответчику придется выплатить ей не только причиненный ущерб, но и все судебные издержки, в том числе оплату услуг оценщика и представителя.

Когда есть пострадавшие

В похожую ситуацию попал еще один наш земляк, но у него все оказалось еще серьезнее. Мужчина на скользкой дороге, да притом из колеи, поворачивал налево. В тот момент скорость его автомобиля составляла 38 км/ч (это установил эксперт-трасолог). Несмотря на соблюдение всех пунктов ПДД, небольшую скорость, с управлением водителю справиться не удалось. Машину вынесло на встречную полосу, где она столкнулась с еще несколькими автомобилями. В одном из них, как позже выяснилось, оказался пострадавший. По факту возбудили административное расследование. В отношении водителя, который пытался совершить поворот налево, составили протокол и передали в суд. Несмотря на экспертизы, акты о скользкости и колейности, судья вынес постановление о виновности водителя. Мужчина подал жалобу в областной суд, который отменил постановление Ковровского городского суда и вернул на повторное рассмотрение. В этот раз уже другой судья, изучив все материалы, выслушав все стороны на протяжении 6 судебных заседаний, прекратил производство по делу за отсутствием состава правонарушения. А сейчас водитель, который уже считается невиновным, судится с администрацией о возмещении вреда, причиненного его машине.

Учитесь на чужих ошибках

Взыскивать с владельцев автодорог ущерб за ДТП из-за скользкости и колейности в Коврове начали лишь в прошлом году. До этого судились исключительно из-за ям. Как показала практика, все иски пострадавших в таких ДТП суд удовлетворил. Конечно, положительных решений могло быть гораздо больше, если бы автовладельцы не допускали некоторых ошибок. Автоюристы рассказали нашим читателям, как правильно действовать после ДТП на скользкой дороге, чтобы в будущем без проблем взыскать ущерб с виновников.

«Самое главное, в первую очередь, вызвать сотрудников ГИБДД и зафиксировать дорожные условия. Если есть колея, ее обязательно нужно измерить и составить акт недостатков. То же самое со скользкостью. К сожалению, в прошлом году очень часто случалось так, что дорога явно была с недостатками, но сотрудники ГИБДД не составляли акты, а просто оформляли ДТП. А если акта нет, то и доказать в суде невиновность водителя будет практически невозможно. Даже если он в тот же день, спустя час, одумается и еще раз вызовет сотрудников ГИБДД, будет уже поздно – за этот час дорогу могут посыпать, колея может растаять, то есть доказать, что проезжая часть была именно в таком состоянии в момент ДТП, будет уже нельзя. Необходимо фиксировать все сразу. Собирайте как можно больше доказательств того, что дорога покрыта льдом, что на ней образовалась колея: снимайте фото, видео.
Еще может получиться так же, как у нас бывало с ямами – администрация узнавала о том, что человек наехал на выбоину и ждет сотрудников ГИБДД, и отправляла на место дорожных рабочих, чтобы они быстренько засыпали яму. Вот если такое происходит, обязательно снимайте все на видео, ругайтесь с ними, требуйте прекратить такие действия. Иначе вы не докажете, что ДТП произошло из-за ненадлежащего содержания улично-дорожной сети», – поясняет адвокат Елена Елисова.

После составления протокола и акта ни в коем случае нельзя ехать и сразу же ремонтировать автомобиль, если вы, конечно, планируете судиться. Для начала нужно оценить ущерб, собрать все необходимые документы, определить собственника дороги и обратиться к нему с исковыми требованиями. Можно сделать это самостоятельно, можно прибегнуть к помощи специалистов. Если решение будет в вашу пользу, то виновник понесет расходы не только за ремонт автомобиля, но и оплатит все ваши судебные издержки.

Кто заплатит  за ДТП на льду?

М. САФРОНОВА

Оставить комментарий